Многообразны традиции изобразительного искусства. Вышивка карел отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов.
Вышивкой украшали рубашки, головные уборы, полотенца, подзоры к кроватям и т. д. Известна вышивка по тканной разреженной сетке, полихромная, тамбурная (с конца XIX века), гладью. Распространено узорное ткачество, в том числе со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло.
Известна сварная технология, ковка, художественная и горновая пайка, обмеднение, инкрустация цветным металлом, меднолитейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра.
К объёмной резьбе по дереву относилось и изготовление детской игрушки. Народная игрушка во времена язычества выполняла прежде всего ритуальную функцию различных обрядов аграрной и охотничьей магии. По мере угасания древних поверий мелкая пластика становилась игрушкой. Фигуры коня, бабы, птицы выполняли функцию оберега. Их клали в колыбель, давали ребёнку в руки, чтобы уберечь от нечистой силы, от зла. В то же время с помощью игрушек ребёнок познавал мир. Образ бабы (женщины) - самый распространенный. Это Мать-Сыра - Земля, основа жизни, дарующая людям силу, здоровье, молодость.
Жители Севера этих деревянных кукол называли панками. Также крестьянин изображал коней и птиц. Конь считался символом солнца, птицы - символом неба, облаков, приносящих дождь. Каждый хозяин семьи, зная секрет игрушки, всегда старался создать самую красивую и необычную для своих ребятишек. Зачастую игрушки разрисовывали, делая их более веселыми и праздничными.
Источники:
1. Косменко А.П. Карельское народное искусство. – Петрозаводск, 1977.
2. Народы России: Энциклопедия. - Москва, 1994.
3. www.letopisi.ru.
Назад в раздел