С древних времён и до ХХ века женская эстонская одежда состояла из длинной шерстяной или холщёвой рубахи с широкими рукавами сярк, хаме. На рубаху надевали глухой (без застёжек) сарафан или юбку сеэлик, кёрт. Юбкой служил кусок чёрной ткани: его обёртывали вокруг бёдер и подвязывали поясом.
Поверх сарафана или юбки носили набедренник – два куска ткани на поясе, закрывающие бёдра. Обвязывались тканым поясом. Носили также верхнюю суконную короткую кофту в талию кампсун или безрукавку лийстик. На плечи накидывали льняное ылалиник, каал или шерстяное покрывало сыба, которое являлось праздничной одеждой. Иногда его носили в сложенном виде, перекинув через руку. Шерстяные покрывала большей частью были из овечьей шерсти коричневого, чёрного или белого цвета. По краю покрывала украшались цветной каймой. В ХХ веке вместо покрывала стали носить цветные платки.
Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами — коническими сыльг и плоскими преэс, цепочками с монетами и бусами. Каждый день из украшений женщины носили бусы, разрез блузки закреплялся маленькой брошкой. Головной убор — полотенчатый линик, позднее — полотняный чепец тану, на севере и западе — убор типа кокошника поттмютс, кабимютс, девушки носили венец русского типа ваник, венец на твёрдой основе пярг или ленту.
Верхней женской одеждой был приталенный длинный кафтан, зимой шуба. Обувью служили лапти или деревянные постолы – вид туфель. Выйдя замуж, женщины надевали передник и головной убор из специального полотенца или чепец.
Мужская одежда — туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота сярк, штаны — длинные или до колен пюксид, подпоясанные поясом, жилет вест, куртка ваммус, лапти или постолы. Головным убором летом была войлочная круглая шапочка каап, зимой – меховая ушанка. Одежду для детей и взрослых в каждой семье ткали и шили сами.
Обувь — кожаные постолы пастлад, по праздникам — туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Были распространены вязаные цветные варежки киндад, чулки сукад, носки сокид.
С течением времени в результате длительного общения с соседями, эстонская одежда изменялась, становилась более разнообразной по цветовой гамме и орнаменту. Особенно много общих черт эстонская одежда имеет с одеждой латышей и литовцев.
XVII век принёс с собой некоторые существенные изменения: наряду с нешитой юбкой стала появляться однотонная сшитая юбка, вместо полотенчатого головного убора линик стали носить чепец тану. Если раньше одежду изготавливали из шерстяной или льняной ткани, сотканной на ткацком станке, то в XVII веке добавились вязаные изделия. Во второй половине XIX века женщины стали носить кофту или лиф, а мужчины – короткие, чуть ниже колен штаны и длинные чулки. Основная часть одежды была натуральных цветов - льняные вещи были белого цвета, шерстяные - белого, коричневого или черного. Одежду другого цвета получали при помощи растительных красителей.
По своему составу, расцветке, орнаменту народная одежда различалась на северную, западную, южную и островную.
Национальная одежда в Южной Эстонии сохраняла долгое время ряд древних элементов: покрой блузок, нешитые юбки, полотенчатые головные уборы, набедренные передники с архаичным растительным орнаментом, льняные и шерстяные наплечные покрывала, длинные штаны у мужчин.
Самой отличительной особенностью и самой нарядной частью североэстонской женской одежды являлось наличие короткой и широкой блузки кяйсед, которую украшали шёлковой вышивкой, мережкой и блёстками, надевали её поверх рубахи. Вторым отличительным признаком был растительный орнамент. Другими особенностями женской одежды были горшкообразный головной убор типа кокошника поттьмютс, раннее появление продольнополосатой юбки и окрашивание верхней мужской и женской одежды в кубово-синий цвет. В расцветке полосатых юбок, появившихся здесь раньше, чем на остальной территории Эстонии, благодаря близости Таллинна, доминировали зелёный, синий и красный цвет.
Народная одежда населения кихельконда Ийзаку по покрою и орнаменту сходна с одеждой соседнего русского населения, а также с одеждой води и ижоры. Здесь не носили типичной североэстонской продольнополосатой юбки и блузки кяйсед. Поверх рубахи носили крассик - тип глухого сарафана. Мужчины тут носили длинные штаны и рубаху-косоворотку навыпуск.
К особенностям западноэстонской группы народной одежды можно отнести верхнюю одежду чёрного и коричнево-чёрного цветов. Своеобразны также имевшие здесь распространение ткани с узором, который получали в результате особой техники окраски шерстяной пряжи неолынг: мотки пряжи при окрашивании на особом расстоянии туго перетягивали, и в результате в некоторых местах нить оставалась неокрашенной. При тканье такая пряжа давала своеобразный узор. Этот способ известен удмуртам и латышам. В расцветке западноэстонских поясов преобладал красный тон. В XVI - XVII веках женщины в Ляэнемаа носили кожаный пояс с медными накладками и цепочками рыхуд. Характерным для этого региона был наплечный платок. Платок складывали треугольником и носили перекрещенным на груди и заправленным под пояс. В центральных и южных приходах носили по два платка - снизу белый полотняный, сверху шёлковый.
Мужчины острова Кихну (северная часть рижского залива) никогда не носили коротких штанов.
На острове Муху, вплоть до первых десятилетий прошлого века, сохранялся древний обычай подстригать волосы до середины ушей (девушки и женщины). На ногах носили ноговицы сяэрисед и белые носки с традиционным узором по краю.
На островах Сааремаа и Муху достаточно долго бытовала черная юбка, но в отличие от Северной Эстонии она имела поперечные полосы. Женская одежда состояла из рубахи и черной плиссированной юбки. На поясе спереди женщины носили поверх юбки привязываемый отдельно карман лахттаску, в котором держали щётку для волос, нож и игольницу. Праздничные головные уборы делались из полотна на картонном каркасе и украшались вышивкой. Позже стали носить головной убор типа кокошника пинньмютс. Повседневным головным убором девушек и женщин были вязанные на спицах шерстяные длинные колпаки с кистью туттьмютс. Обувь отличалась от материковой - не носили постол, а только кожаные башмаки и сапоги. Повседневной обувью были матерчатые туфли пятид. Нагрудные пряжки были меньше, чем на материке. Мужская одежда состояла из рубахи с высоким стоячим воротником, вокруг которого повязывали клетчатый шейный платок.
На острове Хийумаа юбка отличалась от материковой тем, что не имела по верхнему краю пояска, а пришивалась к лифчику ёэдер, сделанному из полотна или хлопчатобумажной ткани. В расцветке юбок преобладал красный цвет (в траурной одежде темно-синий). Передник шили из белого коленкора и богато украшали кружевом. Количество прошивок в переднике говорило о степени зажиточности крестьянки. Особенность женского наряда - кожаный пояс, покрытый медными бляшками, сбоку с пояса свисали цепочки рыхуд, нож в оловянных ножнах и игольница. (Считали, что медный пояс придаёт крепость телу и красоту талии). Из обуви постлы носили только бедняки в северной части острова, в праздники обували башмаки и полусапожки, повседневно носили матерчатые или кожаные туфли.
Источники:
1. www.erm.ee/vanast/pysi/ruspages/
2. Энциклопедия «Народы и религии мира»
Назад в раздел