Как известно, происходящая в мире информационная революция в корне изменила традиционную расстановку сил в современном обществе. В первую очередь это вызвано гло-бализационными процессами, происходящими в мире. Постепенно создается единое инфор-мационное поле, интегрированное в экономическое пространство, границы между странами становятся все более прозрачными, а чужие культуры — все более близкими. Антиглобали-сты постоянно бьют тревогу, опасаясь нивелирования локальных культур и всеобщее распро-странение универсальных привычек и стереотипов, сходных черт, стандартов и норм образа жизни, приобщения к общечеловеческим ценностям мышления и поведения и т.д. С другой стороны, вместе с этим происходит нечто удивительное — чувство инаковости не притупи-лось на фоне глобализации и интенсификации межэтнических контактов, а напротив, даже обострилось. Мы видим отчетливо проявившееся в общественном мнении стремление к вы-явлению и выделению национально-индивидуального, к выражению своего «я» в этнокон-фессиональном контексте. В процессе межкультурных коммуникаций происходит новое, еще недавно забытое осознание своей культурно-исторической уникальности и своеобразия. Ис-чезновению элементов и устоев традиционной культуры противопоставляется этническая мобилизация как средство расширения политических и экономических возможностей для укрепления идеологии, логики и психологии этнокультурной солидарности. Набирают обороты тенденция, в ходе которой народы реализуют свое стремление к утверждению своей идентичности, за счет сохранения и культивирования своей самобытности, возрождения традиционной культуры, что иногда приводит к их обособлению или даже изоляции. Но иногда этническая мобилизации переходит в политическую составляющую, в радикализм, когда этнические группы создают националистические организации, требующие самоопределения вплоть до построения собственной государственности. Причем очень часто это происходит под яркими лозунгами национального возрождения.
Но я предлагаю рассмотреть не политическую, а именно культурно-гуманитарную со-ставляющую этнической мобилизации. Это касается в первую очередь борьбы за подъем на-ционального самосознания, выявления и популяризация основных этнических доминант, на основе которых и происходит процесс этнической и культурной идентификации личности и этнической группы, то есть определения и соотнесения с какой либо культурой или этносом. Этот процесс иногда еще называют этнической идентификацией. А среди важнейших компо-нентов этнической идентичности обычно выделяются язык, культура, религия, психология и. т. д. Этнокультурная мобилизация должна рассматриваться как целенаправленная сосредото-чение усилий представителей данного (любого) народа на убыстренном развитии самобытной и жизнеспособной национальной культуры. Ряд современных исследователей обычно выделяют 3 больших этапа этого процесса.
1. Создание национального литературного языка. Этот этап вызван тем, что боль-шинство народов говорит на нескольких диалектах, что затрудняет общение представителей народа. Этот движение происходит или административным, или общественным путем и имеет несколько аспектов. Научно-филологический – изучение диалектов, составление словарей, выработка норм литературного языка, написание грамматик и т.д.); общекультурный – издание книг, газет, журналов на родном языке, развитие литературы, сегодня – использование на радио, телевидении, на театральной сцене и т. д; административно-юридический – юридический (государственный) статус языка в обществе, преподавание на языке в школе, издание государственных актов на этом языке и т.п. Во вре-мени этот этап может быть длительным, чрезмерно замедленным, если сфера использования будет ограниченной. Кроме того, создание общенационального литературного языка в первую очередь зависит от желания представителей этнической группы иметь это средство общения. Иногда для этого необходима внешняя помощь, в первую очередь научная.
2. Роль фольклорного наследия. Большую роль в пробуждении национального само-сознания имеет изучение фольклорного наследия. Ибо наряду с языком фольклор является наиболее древним и устойчивым этнокультурным достоянием. Он является символом само-бытности, хранителем которого является сам народ. Поэтому собирание, изучение, обработка и публикация фольклорного наследия является важнейшей частью этнической мобилизации, ибо через это воспитывается национальное самосознание и закладываются основы нацио-нальной культуры. Причем первый и второй этапы часто взаимосвязаны и идут параллельно, ибо невозможно публиковать тексты без литературного языка.
3. Роль истории как компонента национального самосознания. Подъем нацио-нального сознания вызывает интерес к своему прошлому. Можно вспомнить выражение Ци-церона о том, что «не знать того, что было до твоего появления на свет, значит вечно остаться ребенком». И хотя это сказано о человеке, его можно так же сказать и о народе. Но истоки любого народа лежат в его мифологии, опять в его фольклоре, которую можно назвать «предысторией», «памятью прошлых столетий». И поэтому написание научной истории народа является вершиной культурной деятельности национальной интеллигенции. Именно этот шаг позволяет говорить о том, что мы многое знаем об этом народе, мы можем определить его место в мировой культуре, попытаться установить родственные связи и т.д.
Таким образом, мы можем говорить еще и о том, что вся культурная работа пе-риода активного формирования национального сознания во многом является частью воспитания патриотических и гражданских чувств.
Александр Иванович Терюков,
заведующий отделом этнографии восточных славян
и народов Европейской России Музея антропологии
и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН,
кандидат исторических наук,
Председатель Санкт-Петербургского
коми землячества «Неватас».
Назад в раздел