На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Артвернисаж

Кучыран Юри (Юрий Лобанов) (Удмуртская Республика)
07.08.2009
<p>Перформанс &mdash; художественный акт, направленный на создание образов, ситуаций, находящихся одновременно в пространстве искусства и пространстве жизни. Искусство перформанса выходит за рамки&nbsp; холста и начинает жить в окружающем нас пространстве. </p> <p>Интерес к памяти предков, древним традициям, ритуальным ритмам и магически завораживающим напевам вдохновляет художника на создание перформансов. Желание понять глубокий сакральный смысл&nbsp; обрядовых действий&nbsp; и выразить это сквозь собственное&nbsp; миропонимание — всё это создавало&nbsp; плодородную почву для уникальных творческих поисков Кучыран Юри. </p> <p>Выступления художника Кучыран Юри отличаются глубиной чувственного содержания, многогранностью образов и ассоциаций, мифологическим символизмом. Его действия &ndash; это уже моноспектакли, вобравшие в себя черты обряда. Жизнь человека, его жизненные потребности, связь с верховными Божествами и явлениями природы – все это лежит в основе действий Ю. Лобанова (Кучыран Юри). </p> <p>Совместное произношение молений богу Инмару создаёт эффект разноголосицы, первородного высказывания-обращения к Богу. В моноспектаклях и перформансах Ю. Лобанова&nbsp; прослеживаются архаичные принципы драматургии обрядового цикла. Это ostinato — принцип повтора.</p> <p align="right"><strong><em>Марина Ходырева, <br /> этномузыковед <br /> </em></strong></p> <p></p> <p>Творчество Кучыран Юрии - цельный, яркий, интерактивный художественный проект, направленный на поиски нового подхода к актуализации традиционной культуры и нового языка общения со зрителем. Это оживший в пластике и звуках голос истории, творение новой мифология и новых форм искусства, помнящего свои корневые связи с ритуалом. Этот странно и призывно звучащий голос напоминает современному человеку с его скептицизмом и разочарованием, что есть иной мир, с цветами и звёздами, что есть ещё в мире простота, детскость и доверчивость. Безупречно отточенная форма его перформансов, глубина и ёмкость их содержания, основанная на высоких образцах творческого духа народа, превращает их в подлинную мистерию актуального искусства. Эти акции, происходящие как в специально организованном пространстве так и на природе, возрождают первоначальный синкретизм искусства. Жесты, позы, композиция представления в целом исполнены глубокого смысла. Костюм, звук, ритм, движение, цвет и визуальные образы станкового искусства становятся элементами единого мощного энергетически и информационно заряженного творческого действа. Тем самым свершается выход в ещё одно измерение искусства. И эти вновь ожившие формы имеют глубоко национальную основу. <br /> <br /> Помимо прямого обращения к сердцам и чувствам зрителей они осуществляют трансляцию через художественные образы сложнейших историко-культурных реалий. Удмуртская неповторимость, уникальность, самоценность, таящаяся где-то глубоко в сокровенных недрах национальной культуры память о своих древних корнях, нашли в этих творческих актах наиболее полное и адекватное воплощение. Нелишне вспомнить в этой связи, что своеобразие удмуртского искусства определяется особенностями культурно-исторических и культурно-географических факторов. Финно-угорская культура видит человека в его растворении в природе. в нерасторжимости с миром, мыслит его как представителя этнического сообщества, а не только как самодостаточную личность. И в этом входит в противоречие с европейским реализмом, где важен конкретный человек, его социально-психологические особенности. Финно-угорские культуры обратились к родовому, типологическому, исконному, стремясь избавиться от культурного индивидуализма, который захлестнул Европу. Они жили и продолжают жить в ином культурном поле с глубокими и сильными традициями, где народное искусство остаётся фундаментальной частью современной культуры. Это вопрос духовных ценностей, экологии человека, духовного пространства этноса. <br /> <br /> Провинциальная среда имеет свойство избегать унификации, отторгать то, что навязано извне, жить автономно по своим законам и порождать исконные для культуры, очень глубокие смыслы. Благодаря этому происходит понимание и обретение своего местоположения в цивилизации. Отстранённость от мировых процессов, носящих всё более сомнительное имя глобализации, можно воспринимать и как серьёзное сущностное своеобразие, как стремление сберечь культурную память в качестве основы художественного развития. Именно в этом заключается культуроохранительная суть этнофутуризма, главой и ярким представителем которого в Удмуртии в течение полутора десятилетий является Юрий Лобанов. <br /> <br /> Организация международных фестивалей и симпозиумов, разработка их концепции и наполнение конкретными акциями - ещё одна, если не главная, точка приложения мощной творческой энергии Кучырана Юри. Впервые в творчестве художников этого направления на первое место выдвигается осмысление креативной сущности деревенского уклада, выявление назначения селян-хранителей традиций творить не только материальные ценности и быть источником самой жизни, но и созидать высокие идеальные ценности. Не случайно во всех творческих акциях этнофутуристов на равных участвуют простые жители удмуртских деревень, происходит взаимообмен позитивной энергетикой, рождаются новые замыслы. По представлениям человека традиционной культуры мир организован гармонично: всё движется, живёт и умирает по стройно выработанным законам природы. Каждое сказанное слово имеет известное влияние на окружающую среду. Человек может расстроить это гармоничное течение жизни особо сказанным словом, магическим действием, острым взглядом, а может и восстановить утраченное равновесие. Именно на гармонизацию окружающего мира и направлено творчество этнофутуристов, уловивших негативные токи современности. Не случайно один из их художественных проектов так и назывался – &laquo;Искусство света&raquo;. Нести свет в измученные души и сердца людей, освежить пропахшие дымом и асфальтом города живительным духом земли и зелёной травы – в этом видят своё назначение этнофутуристы во главе со своим бессменным лидером Ю.Лобановым. <br /> <br /> Посыл этого мегапроекта – поиск духовного пути, своего символа веры, сплочение вокруг себя единомышленников, естественно привёл к организации творческого объединения «Ижкар», вход в которое открыт каждому, кто способен отвлечься от тикающей обыденности и уловить ритмы ночного неба, пляшущего огня, собственного дыхания. </p> <div align="right"><strong><em>Валентина Гартиг, искусствовед</em></strong> <br /> </div> <p> <br /> <br /> </p> <p>Кучыран Юри: <i>&quot;Каждая отдельная жизнь — это большой сон в пространстве и во времени — это спектакль, божественная игра. Человек участвует во время своей очередной реинкарнации во множестве спектаклей, где выполняет роль трагедийного и комического актера. Перформансы, хеппенинги в форме снов-видений — это тоже игра, но игра целенаправленная. Они нужны для преодоления разделенности своего существа и поиску в себе Божественной сущности. Посредством этой игры художник-актер воздействует на зрителей и ненасильственным способом вовлекает их в духовный процесс, пробуждая спящие сердца. В каждом воплощении, в каждой новой реинкарнации душа зреет, чтобы однажды человек мог задать себе главный вопрос и определиться в своем истинном предназначении&hellip; и Кучыран Юри предстает в самом главном спектакле своей жизни в качестве драматурга, режиссера, художника и исполнителя главной роли в одном лице. И этот инициатический спектакль никогда не кончается&quot;. </i> <br /> <br /> Информация о художнике http://utf.finnougoria.ru/community/artist/index.php?SECTION_ID=430&amp;ELEMENT_ID=13459&nbsp; </p>





Календарь праздников
29
марта
2024


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]