На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Старший брат (Легенда)



Это было низко и высоко, близко и далеко, на небе и на земле. В верхнем мире, в небесных летних избушках, жили-поживали Солнце и Луна. Брат и сестра. Брат с сестрой жили дружно. Без споров и лишних разговоров они поделили труд небесный. Солнце днём сияло. Луна — ночью. Солнце рано вставало, дочерей своих поднимало и на работу отправляло. А дочерей у Солнца было много, как забот — с утра до вечера не сосчитать. И все они походили одна на другую, и звали их одним именем — Лучик — Поссам. Если бы Солнце каждой имя выбирало да именины справляло, так и работать бы некогда было.

Слетят рано утром Лучики на землю, обогреют, приласкают птиц, зверей, леса,  и песчинки. Всем на земле будет радостно. Так они с утра до вечера трудятся. Утренняя заря их с неба опускает, а вечерняя на небо поднимает: поспать — силы набрать. Луна же днём до блеска серебряные звёзды песком натирала, вечером по небу их рассыпала, светом зажигала — строго следила,чтобы звёзды куда не закатились,не пропали да ночные птицы их не склевали. Чтобы они ярче светили,показывали тропы к лесовним и рыбацким избушкам запоздавшим охотникам и рыбакам.

У Луны был сын, звали его Кота. Кота был ленив, совсем не помогал матери. Спал долго, поднимался поздно. Спит-спит, проснётся, схватит со стола кусок, проглотит его на ходу и запрыгает, запоёт:

Титтиров Кота,
Коттиров Кота.
Титтиров, Коттиров,
Коттиров, Титтиров.
Титтиров Кота,
Коттиров Кота.

Прыгает он по небу то на одной ноге, то на другой. Так прыгает-прыгает и продавит небо — сделает отверстие в нём. После сам не залатает его и матери ничего не скажет, убежит.

Вечером Луна не заметит отверстия, рассыплет звёзды по небу. Попадёт какая звезда в это отверстие — упадёт на землю и затеряется.

Луна пошла к брату Солнцу и попросила его:
— Брат, возьми Коту к себе,он меня совсем не слушает.

— Сестра, я тебе давно говорил, что дитя надо учить, пока оно поперёк лавки лежит, а вдоль ляжет — будет поздно. Давно я замечаю, что у Коты ни на что нет желания. А без желания даётся легко только лежание. Ну да ладно, присылай его ко мне.

Но Кота не пошёл к дяде на обучение, убежал на небесную гору и стал с неё скатываться до самой земли. Свернётся клубочком и катится, только пыль серебром над ним кружится. Докатится до земли, ударится о твёрдую землю, полежит, встанет, потрёт ушибленное место и взберётся на небо, да снова катится, не понимает, что больно небу. Давно устало небо от его проказ и решило Коту наказать.

Как-то Кота скатился до земли и сильно, до звона в голове, ударился о пень. Лежал, стонал, не мог подняться. Небо того и ждало — прижалось своими краями к земле, точно прозрачный чуман опрокинулся.

С трудом Кота поднялся с земли, — туда пойдёт, сюда пойдёт — дверей на небо не найдёт. Бегал взад-вперёд, сердился, кричал, плакал, после побежал вокругземли. Бежал бежал — устал. Пошёл. Шёл-шёл — устал. На четвереньках пополз. За семь дней, семь ночей семь раз вокруг неба обошёл, но нигде ни лаза, ни небесных дверей не нашёл.

Мать Луна встревожилась, загоревала. За ленивое дитя сердце матери больше болит. Каждую ночь она серебряную лестницу с неба до земли спускала, но Кота не умел смотреть в небо — не увидел лестницу.

Вот так он и остался жить на земле. Плохо Коте стало: комары его кусают, хвоя колет, холод отнимает у него последнее тепло. Еду Кота привык со стола брать, а на земле ни ягод, ни грибов, ни вкусной травы он не видел, не находил. Совсем ослаб. Свернулся щенком под кустом, тихо плакал и вспоминал небесную жизнь.

Шёл мимо рыбак,увидел Коту, подобрал его и принёс в летнюю рыбацкую избушку. Долго Коту отпаивал ухой, а после стал кормить и рыбой.

Всё лето Кота прожил с ним, помогал вялить рыбу. Осенью поехал рыбак в зимние избушки, в стойбище, и Коту с собой взял. Собрались старые рыбаки и охотники и сказали:

— Ну, поведай, откуда ты взялся на нашей земле. Мудрые манси выслушали рассказ Коты и молвили:
— Мы тоже когда-то были жителями неба. Ты будешь нашим небесным братом, оставайся с нами, помогай нам жить.

Так приняли Коту в большую дружную семью народа манси. Все уважали небесного брата Коту. Дети угощали его самой вкусной едой — сурвякой. Женщины почитали Коту, как  древнего мудрого старика; появлялись перед ним только в платке¹, покрывающем голову и лицо, ступали мягко, разговаривали тихо. Охотники добывали  оленей, лосей и всегда приглашали своего небесного брата поесть головы этих священных зверей.

Так продолжалось до тех пор, пока мудрые старики не покинули земную жизнь и не оставили Коту хранителем древних заветов. Остался он теперь самый старый в стойбище.

Манси рождались и умирали, а Кота всё жил и жил, может, столько лет жил, сколько хвоинок на огромной лиственнице. И чем старше становился, тем придирчивее спрашивал с молодых исполнения древних заветов,чаще сердился. Лицо его сделалось страшным, отросли  и заострились ногти, тело покрылось шерстью, и стал он походить на грозного зверя — Медведя, дети в страхе скриком убегали от него,и сами взрослые манси уже сторонились своего старшего брата.

Однажды увидел он женщину вблизи шайтанского амбара, рассердился,закричал на неё, замахал руками.

В другой раз набросился с кулаками на охотника, который собирался на охоту и прощался с женой.

— Ты что, не знаешь, что нельзя встречаться с женщиной перед охотой? Звери убегут от тебя и птицы улетят!! Не будет тебе удачи на охоте! — С этими словами схватил он женщину, потащил в сторону.

Женщина в ужасе закричала. На крик сбежались все люди стойбища.

Тогда охотники взяли луки, стрелы и сказали Коте:
— Ты наш старший брат, но ты очень злой. Ты Вуйанщих — зверь-старик, свирепый Медведь, уходи от нас.

Натянули они для острастки луки, нацелили стрелы и прогнали его в самые глухие, тёмные урманы. Медведь так рассердился на охотников, что от злости длинной бурой шерстью покрылся. И вместо человеческих слов из его горла неслось рычание.

Но охотники уже не боялись его и говорили:
—Что нам бояться своего старшего брата? Ему дорога, а нам — другая.

С тех давних пор Медведь живёт в макол², ходит тайными тропами урманов, хоронясь от охотников.


¹ Женщины-манси носили большие платки с кистями, концы которых
свободно опускали на грудь, чтобы при виде мужчины быстро закрыть лицо
² макол – земляной дом



Назад в раздел




Календарь праздников


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]