На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация













Календарь

Особенности художественного мышления коми поэтессы Людмилы Втюриной (Зарни Люся)



Художественное мышление Л. Втюриной характеризует особая – доброжелательная – элегичность: предельная непосредственность и незавуалированное выражение жизненных установок, обнаженность мыслей и чувств, нейтральность и однозначность художественных образов, немногословность речи и приглушенность интонационного ряда обуславливают прямо-оценочное освоение действительности, отказ от метафорического и символического изображения и выражают особую искренность мироотношения ее героини. Эмоции героини Л. Втюриной, в отличие от эмоции героини Ан. Шомысовой, неброские, лишенные интенсивности проявления и резких смен. Своеобразие лирики поэтессы определяет сквозная задумчивость и непритязательная, ненавязчивая грусть. Подобная однотонность эмоционального фона представлена в структурных особенностях стихотворений поэтессы: преобладающим композиционным приемом становится использование однородных членов предложения с интонацией перечисления («Тувсовъя» – «Весенняя пора», 2006: «Тэ меным тырмымöн / кымöртöм енэжын, / томиник ныв-зонлöн тöждысьтöм серамын, / нюмъялысь шондiкöд / вильшасьысь тöвруын. / Лöнь кыа ломзигöн. / Рытъявыв пöраын <…>» – «Тебя мне достаточно / в безоблачном небе, / в беззаботном смехе молоденькой девушки и парня, / с улыбающимся солнцем / в озорующем ветре. / Когда загорается заря. / В вечернюю пору <…>»; «Шоныдiн» – «Согревающее место», 2006; «Мамö, ов!» – «Мама, живи!», 2006).  Если элегичность в мироосвоении героини Ан. Шомысовой продиктована особенностями ее характера, психологического склада и, возможно, возраста, то преобладание в лирике Л. Втюриной эмоции над мыслью, скорее, – результат сознательной жизненной установки героини на поиск гармонии: чувствительность и эмоциональность восприятия мира становятся средством преодоления душевного дискомфорта, вызываемого, как правило, процессом размышлений. Подобный подход к мироосвоению обуславливает и характер эмоций в лирике поэтессы: это любование и восхищение окружающим – природным в большей степени – миром, нацеленность на отображение эстетического, его идеализация, экзотизация («Лымйöн нимкодясьö лун…» – «Снегом любуется день…», 2006: «Менам нывъерт танi эм, / статя пожöм – Войвыв Пальма…» – «У меня здесь есть подруга, / статная сосна – Северная Пальма…»): «Именно чувственно-ценностная природа эстетического позволяет личности осуществлять оценку действительности, прежде всего с позиции прекрасного»(1).

Форма молитвы в поэзии Л. Втюриной – не только следствие доброжелательности  и экстравертной обращенности к миру лирического сознания героини, а также реализация стремления к непосредственному выражению потребностей и желаний и один из способов предоления душевного дискомфорта: «Кевмыся, лоас мед / олöмыс йöзлöн / зарава войтъяс кодь / чöскыд да сöстöм» – «Молюсь, чтобы / жизнь людей стала / подобно каплям березового сока / вкусной и чистой» («Тулыс» – «Весна», 2006). «Исповедальность, Богообщение, восхваление Бога и благодарение ему – все это не только свойственно литературному наследию женщин эпохи сентиментализма, но и всей женской литературе в целом», – справедливо отмечено исследователями (2). В лирике Л. Втюриной мы наблюдаем «молитву как просьбу о заступничестве ("молитва против врагов", "молитва как мольба о защите близких от несчастий") и «молитву-благодарность Творцу за его создание».

«В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю» (3): сознательный отказ героини от развертывания чувства тоски и одиночества также находит выражение в форме аутотренинга – обращение к самой себе принимает характер самовнушения, увещевания, самоуспокоения путем рационализации душевных противоречий («Бурöдöм» – «Утешение», 2006).

Композиционные особенности поэзии Л. Втюриной находят выражение в драматургическом характере некоторых стихотворений: они принимают форму диалога героини с миром природы («Ар нин» – «Уже осень», 2006), при этом предметно-вещественный мир наделен речью («Тарыт» – «В этот вечер», 2006). Кроме того, оформленность полной слуховой и зрительной осязаемости жизненно-бытовой обстановки вокруг лирической героини («Бара карса асылыс» – «Опять городское утро», 2006)  способствуют выражению ее социального одиночества – отсутствие собеседника, сопереживания и взаимопонимания со стороны общества.

Использование в лирике Л. Втюриной однозначно воспринимаемой бытовой лексики, несвойственность символического и метафорического отображения действительности, однотонность интонационного уровня, преобладание форм настоящего времени над будущим и прошлым, реальности над фантазией способствуют акцентации внимания на ценностях ежедневной, протекающей на данный момент, будничной жизни человека в естественных и доступных любому человеку потребностях и радостях («Выль воöн!» – «С Новым годом!», 2006; «Изьватас кывлы» – «Ижемскому языку», 2006): жизнь ее лирической героини непритязательна и незамысловата, лишена крутых сдвигов и поворотов, но притягательна в силу вызываемых ею ощущений, будь то сожаление и грусть или вдохновение и радость. Сформированная на христианском и национальном миропонимании жизненная философия героини находит форму выражения в сентенциальных стихотворениях-рекомендациях («Ягын» – «В бору», 2006), стихотворениях заклинательного характера («Ниа пу» – «Лиственница», 2006) и стихотворениях-молитвах («Тулыс» – «Весна», 2006; «Менам эскöм» – «Моя вера», 2006). Обеспечивая героине ясность ее миропонимания, эта философия обуславливает и характер ее речи: причинно-следственные пояснения сопровождают те или иные констатации героини («Тэ меным муса, Сыктывкар» – «Ты мил мне, Сыктывкар», 2006).

Своеобразие сентенциального характера некоторых стихотворений поэтессы – результат особенностей ее мироотношения: нежность, ранимость, робость, трогательность, отзывчивость, сочувствие, стремление к единству во все мире формирует скорее вид сентенции-просьбы, сентенции-совета, сентенции-рекомендации, далекой от сентенции-наставления, нравоучительного суждения Н. Обрезковой. Выбор более слабой по степени императивности формы высказывания свидетельствует, по мнению Е.А. Яковлевой и А.С. Кудряковой, о «женской» манере ведения диалога, лишенной категоричности. По замечанию исследователей, стремление к таким этико-эстетическим категориям как гармония, миролюбие, негневливость, искренность, кротость становится реализацией православного речевого идеала (4). 

Сентенциальный характер ее стихотворений вызван не столько стремлением обучить и разъяснить, сколько поделиться обладаемой гармонией со всем окружающим миром: «Нюмъевтышт воча воысьлы» – «Улыбнись встречному», 2006; «Выль во!» – «Новый год!», 2006.

<…> Ягысь петiгöн копыртчы муöдз,
«аттьö» мадалы сьöлöмсянь шу.
(«Ягын», 2006)

<…> Выходя из лесу, поклонись до земли,
Дорогого от сердца поблагодари.
(«В бору», 2006)

Заклинательный характер речи лирической героини («Ниа пу» – «Лиственница», 2006) формирует ассоциации с образом травницы, лекарицы и становится выражением национального мышления в духовном слиянии героини с миром природы. Доброжелательность мироотношения героини выражена и в своеобразии изображения природного мира, которая также обладает способностью гармонизировать жизнь людей («Шондiлöн козинъяс» – «Подарки от солнца», 2006).
Таким образом, лирика Л. Втюриной элегична, преобладание эмоции над мыслью – результат сознательной установки на видение красоты и эстетики в окружающем мире, а также ориентации на отображении ценности ежедневной будничной жизни человека.

Библиография:

1. Карпенко Н. А. Роль процесса эстетизации в формировании духовной культуры личности. URL: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2006/371-formirovanie-lichnosti-v-sociume-/8171-rol-processa-estetizacii-v-formirovanii-duhovnoy-kultury-lichnosti.html.

2. Пашкуров А., Аликова Е. Поэтика молитвы и богообщения в русской женской поэзии рубежа XVIII-XIX в.в. // Пiвденний архiв. Фiлологiчнi науки: Збiрник наукових праць. Випуск XLVI.

3. Проблема сознания в философии, сознание как отражение действительности. URL: http://philkib.narod.ru/fphil10.html.

4. Яковлева Е.А., Кудрякова А. С. Генристическая поэтика: новые аспекты изучения лирического героя (на примере поэзии С. Есенина) С. 37-47.



Назад в раздел






Фотоальбом




Rambler's Top100


Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.




© Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова "ФУКЦ РФ", 2007-2018.
При использовании материалов
ссылка на сайт www.finnougoria.ru обязательна.
В оформлении сайта использованы работы Павла Микушева.
Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: fucult@finnougoria.ru