На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

«Невесёленькие» кадры: Почему документальные фильмы - "неформат"?

18.01.2008 14:43

1 февраля 1995 года Совет Европы в Страсбурге принял рамочную Конвенцию о защите национальных меньшинств. Конвенция обязывала государства, которые её подписали, гарантировать представителям национальных меньшинств право на равенство перед законом и равную защиту со стороны закона. Кроме того, стороны обязывались поощрять создание благоприятных условий для поддержания и развития национальной культуры малых народов, их языка, обычаев, традиций. Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией специальным законом 18 июня 1998 года.

Как известно, Санкт-Петербург с самого своего основания был многонациональным и политконфессиональным городом, открытым для разных народов и культур. Таков он и сегодня. Подумать только: на невских берегах проживают ныне представители почти 130 национальностей! Чтобы интереснее и легче было сосуществовать вместе, надо как следует знать друг друга. На такое узнавание направлена городская программа «Толерантность», деятельность национально-культурных объединений и автономий. О жизни разных народов Северо-Запада вот уже более пятнадцати лет снимает документальные фильмы киностудия «Этнос». Чем нынче озабочен ёе творческий коллектив, рассказывает предлагаемая читателям публикация.

Чувство глубокого неудовлетворения просыпается у многих из тех, кто включает телевизор в «прайм-тайм» – удобное вечернее время. Складывается впечатление, что показывать в России в целом и в Петербурге в частности нечего, кроме «мыльных опер» про бездельников, репортажей о маньяках и бесконечных «трёп-шоу». А ведь наши режиссеры снимают, и много, и очень интересного, получая призы на различных фестивалях, – где же все эти картины? Говорят, они «неформат» для общедоступных каналов; кабельное же телевидение есть
не у всех.

В чём причина «неформата»? Разберёмся на примере петербургской студии документальных фильмов «Этнос», показ картин которой с успехом прошел в рамках недавней конференции финно-угорских народов в Этнографическом музее.

Фонда нет, кино осталось

История киностудии «Этнос» начиналась в годы перестройки как очень амбициозный проект некогда могущественного Фонда культуры. В те времена считалось актуальным показать жизнь малых народов страны, поэтому студия и получила такое название. Кроме того, ООН объявила последнее десятилетие ХХ века годами коренных народов мира.

– Мы хотели объехать всю Россию, но по финансовым соображениям решили остановиться на Северо-Западе, – рассказывает директор и художественный руководитель студии Нина Серебрякова. – А из всех народов нашего региона для старта выбрали финно-угров: многие народы этой языковой группы де-факто вымирают, растворяясь в общей массе и забывая родной язык. Собственно, феномен языковой идентичности и лёг в основу фильмов о коренных народах Северо-Запада. У истоков Фонда культуры стояли Дмитрий Сергеевич Лихачев и видный этнограф Рудольф Фердинандович Итс, поддержавшие идею создания студии «Этнос». Правда, их поддержкой все и ограничилось: ресурсов для работы не было.

Изначально предполагалось, что проект будет финансировать государство – несмотря на то, что госзаказ распределялся между государственными студиями, а «Этнос» с самого начала был негосударственным. Но так как советский кинематограф никогда не выпускал ни документальных, ни научно-популярных фильмов по данной тематике, то в порядке исключения тогдашний председатель Госкино Армен Медведев заказал по две финно-угорские картины в год.

Но страна менялась небывалыми темпами: развалился Союз, в Российской Федерации шли переделы собственности и власти. Фонд культуры ушел в небытие, и о существовании некой студии документального кино «Этнос» почти забыли. Благо опыт Нины Серебряковой, профессионального редактора и сценариста «Леннаучфильма», не позволил «Этносу» умереть вместе с «головной организацией».

Мало-помалу средства удавалось «выбить», а издержки свести к минимуму: как вы понимаете, у студии «Этнос» нет даже собственного офиса, все производственные мощности берутся в аренду под конкретный фильм.

Творческое портфолио студии «Этнос» состоит из 11 полнометражных документальных и научно-популярных картин. В 1995 г. вышел в свет фильм о саамах, в 1998 г. – «Судьба. Тихвинские карелы», в 2000-м – «Сету. Народ Печорской земли». К 300-летию Северной Пальмиры был снят фильм «Многонациональный Петербург». Потом вышли картины «Древо жизни. Вепсы», «Ингерманландские финны. Выбор судьбы», «Земля легенд и былей. Карелы», «Приносил им песни ветер. Ижора» и «Водь. Прошлое и настоящее исчезающего народа».

Саги наших сердец

Каждый из этих фильмов – пронзительная сага о судьбе исчезающих под катком глобализации этносов, у каждого из которых свои язык, традиция и культура. Они очень близки нам, и в обычной жизни мы не чувствуем никакой разницы между русскими и, к примеру, вожанами и карелами. Тысячу лет живем мы вместе, но лишь сегодня настал «момент истины»: сохранятся ли у наших финно-угров их исконные традиции и культура? Будут ли карелы разговаривать дома по-карельски, а ижорцы – по-ижорски?

Впрочем, справедливо будет спросить: «А сохранят ли петербуржцы в XXI веке свою идентичность, обычаи и культуру?». Вопрос, как говорится, риторический. Ещё один «вопрос в космос»: почему до сих пор ни вепсы Ленинградской и Вологодской областей, ни ижора, ни финны-ингерманландцы, ни водь не отнесены к перечню коренных малочисленных народов России? А ведь они как раз и являются нашими коренными народами.

– За двадцать лет, в течение которых мы работали над финно-угорской темой, мы буквально влюбились в эти народы, – продолжает Нина Олеговна. – Взять, к примеру, вепсов: некогда большой народ, живший между Белым, Онежским и Ладожским озерами, ныне разделен границами трех субъектов Федерации. Там нет приличных дорог, молодежь на селе спивается, обучение на родном языке почти не ведется. Больше всего не повезло вепсам в Бокситогорском районе Ленинградской области – нищета такая, что диву даешься. А ведь вепсский язык считается «северным санскритом» – он несет в себе древнейшие черты финно-угорских наречий. Впрочем, спасать нужно не столько язык, сколько самих вепсов – их деревни умирают, а люди либо опускаются, либо уезжают в города.

Впрочем, и сами кинодокументалисты не могут похвастать материальным благополучием. Но Нина Серебрякова поняла давно: спасение утопающего – дело рук и ног самого утопающего. Это правило усвоили все деятели культуры Северной Пальмиры, кто хотел реализовать свой авторский проект. Для съемки кино мало найти материал, придумать сценарий, снять его и сделать монтаж – нужно обегать десятки инстанций в поисках денег, даже если ваше творчество подпадает под какой-нибудь «национальный проект». Бумаги, запросы, договоры, согласования – все это ложится на хрупкие плечи творческих работников.

– В производстве лишь некоторых фильмов нам помогают губернаторы, – рассказывает Нина Олеговна. – Так, небольшую финансовую помощь на съемки фильмов о малых народах Ленинградской области предоставил губернатор Валерий Сердюков, на съемки фильмов о карелах – глава Карелии Сергей Катанандов. Сейчас заканчиваем картину о коми-зырянах – во многом благодаря помощи правительства Республики Коми. Но государственной поддержки катастрофически не хватает; кроме того, до сих пор существует огромная проблема проката неигровых фильмов в кинотеатрах. Пусть речь идет об одной-двух площадках, но это дало бы возможность зрителям ознакомиться с нашим творчеством и с проблемой в целом.

Живые памятники прошлого

Но не все можно купить даже за деньги. Документальная этнография – та область, где первостепенное значение имеет связь времен и носители этой связи – люди. Без поддержки со стороны ученых, краеведов и жителей нашего края ни один документальный фильм о коренных народах было бы не снять.

– У истоков нашей финно-угорской эпопеи стояла Ольга Фишман – кандидат исторических наук, заведующая отделом народов Прибалтики и Северо-Запада Российского этнографического музея, автор сценария о карелах-староверах, живущих в деревнях под Пикалевом. С ее помощью и с помощью сотрудников ее отдела мы снимали фильмы о вепсах и народе сету, – продолжает Нина Олеговна. – Большую поддержку нам оказала Ольга Конькова, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры). В ее жилах течет ижорская и финская кровь, поэтому Ольга собрала вокруг себя уникальных носителей финно-угорской культуры. Она профессионально помогла создать народные музеи и в Лужицах (водь), и в Вистине (ижора), а в прошлом году создала великолепный передвижной музей народов Ингерманландии. Ольга Конькова руководит популярным в Петербурге и окрестностях хором, исполняющим старинные водские, ижорские и финские песни.

Говоря о музыкальной и поэтической традиции финно-угров, нельзя не вспомнить об ижорке Ларин Параске. Ей установлен памятник в Хельсинки как самой выдающейся рунопевице финно-угорского мира. Есть памятник Ларин и на ее родине – на реке Бурной (Карельский перешеек). Благо, что не только каменное изваяние напоминает нам о Параске: память о сказительнице жива на Сойкинском полуострове, и хранители этой памяти – директор ижорского краеведческого музея в Вистине Наталья Чаевская и фольклорные ансамбли сел Вистино и Горки.

– Снять фильм о вепсах нам помогали Зинаида Строгальщикова и Нина Зайцева – настоящие подвижники народного возрождения, сотрудники Карельского научного центра РАН, – продолжает директор студии «Этнос». – Надо заметить, недобрых людей на своем пути мы пока не встречали – ни среди русских, ни среди финно-угров, ни среди представителей других народов. Думаю, когда делаешь полезное трудное дело и умеешь объяснить это людям – они всегда пойдут навстречу и помогут. Вспоминается один случай при съемке крещения у тихвинских староверов: таинство не рассчитано для съемок. Проводившая обряд бабушка Пелагея, которой было за 80 лет, разрешила нам снять эти уникальные кадры, поняв, что другого случая у нас не будет. Она лишь сказала: «Снимайте, я потом отмолю этот грех». Теперь уже крещенной на наших глазах девочке исполнилось 15, и нет в живых последней карельской книжницы бабушки Пелагеи.

Уходят люди, уходит культура. Есть такой термин у киношников – съемка в режиме «уходящих объектов». Это значит, что нужно спешить, иначе объекты съемок и события повторить будет нельзя. Особый нерв в работе должна ощущать вся съемочная группа, ведь создание фильма – это коллективное творчество. Нельзя представить работу студии без операторов Василия Иванюка, Владимира Петухова, Дениса Смирнова; режиссера Эллы Короленко, которой принадлежит и музыкальное оформление многих фильмов, Марины Безпалько – бессменного директора наших картин. Нельзя не упомянуть и Аркадия Петрунина – мастера на все руки, звукооператора и монтажера.

Неформатная культура

Несмотря на нехватку средств, у «Этноса» большие планы. Например, приступить к документальной киноэпопее о северорусских субэтносах – поморах, вологжанах, новгородцах. Только тогда соберется полная коллекция документальных фильмов о многонациональном Северо-Западе.

Впрочем, «Социальный заказ» для студии «Этнос» можно расширить: Северная Пальмира и весь регион стали домом для многих народов, и о каждом есть что рассказать. Правда, рассказывать пришлось бы в «катакомбных» условиях – узкому кругу приближенных лиц. Почему? Да просто потому, что перспектив показа картин ни в кинотеатрах, ни тем более на телевидении пока нет.


  

Автор: Александр Вертячих

Источник: Газета "Санкт-Петербургские ведомости" (г. Санкт-Петербург) № 7, от 17 января 2008 года

Возврат к списку



Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений






Календарь праздников
28
марта
2024


Архив публикаций
[Error] 
Call to undefined function ereg() (0)
/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/finnougoria/news.calendar/component.php:14
#0: include
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#1: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#2: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, boolean, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#3: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/block/block_calendar_publication.php:33
#4: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1419
#5: CAllMain->IncludeFile(string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/sect_inc.php:3
#6: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/templates/.default/template.php:17
#7: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#8: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#9: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776
#10: CBitrixComponent->showComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716
#11: CBitrixComponent->includeComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/component.php:280
#12: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#13: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#14: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, NULL, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#15: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/footer.php:29
#16: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog_before.php:93
#17: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog.php:2
#18: require_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/footer.php:4
#19: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/index.php:150
#20: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184
#21: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/urlrewrite.php:2
----------