С исторических позиций стабильная эпоха следует за эпохой кризиса в постоянном круге социальных перемен. Периферийное изолированное положение финно-угорских народов обеспечивало стабильность и сохранность в нетронутом виде традиционных культур вплоть до 19-го и даже 20-го столетия. В наши дни провинциализм в сложно организованных информационных обществах серьезно ограничивает доступ к ресурсам современности, и таким образом, существенно снижает шансы малых народов и меньшинств на выживание, в особенности шансы молодежи.
С новой волной национально-культурного и политического возрождения в период 90-х вернулись идеи первых пост-революционных финно-угорских мыслителей. Обе волны национального возрождения были исторически беспрецедентны по их влиянию на социальные изменения, на политическое и культурное положение наших народов. Чтобы удовлетворить потребности в национальном самоопределении были созданы финно-угорские государства и автономии, сформированы правительственные и неправительственные организации. Многие деятели воспользовались возможностями исходящими из этничности и национальности и наиболее активные преуспели в этом.
Молодежь всегда означала динамизм, прогресс и идеализм. В местах, где финно-угорская культура доминирует, она позволяет молодежи активно участвовать в процессе социальных перемен и продуктивно генерировать идеи социальных трансформаций. В местах, где финно-угорская культура находится в недоминирующем положении, молодежь оказывается в тупике за неимением шансов на удачу. Ее этнический ресурс не ценится, не востребуется. Вместо того чтобы быть ресурсом, этничность становится проблемой молодых людей. Часто молодежь вынуждена жить вопреки своей этничности.
Финно-угорская молодежь переезжает в города, живет в условиях инокультурного окружения и приспосабливается к новым моделям жизни через общение и образование. Образование и межкультурный опыт отличает ее от поколения родителей в культурном и лингвистическом плане. Молодежь не может больше просто консервировать традиции предков. Более того, перед молодыми людьми стоит другая задача: им приходится адаптировать традиционные культуры, модернизировать их. Достаточно трудно реализовать эту задачу в недружелюбном окружении доминирующей культуры и языка.
Государство поддерживает доминирующую культуру и язык. Проблема народов, культура которых не является доминирующей, особенно коренных народов, каковыми являются финно-угорские народы, проблема этнонациональных движений заключена в том, что они не могут сформировать условия собственного выживания, если они не ведут переговоров с государственной влстью политических позиций. Демократические страны позволяют и высоко ценят разнообразие культур и отражают его в структурах государства в форме автономии и других формах территориального самоопределения.
Международные стандарты прав человека требуют от государств принятия положительных мер и активных действий по отношению к недоминирующим народам для того, чтобы увериться в их выживании не только в сфере культуры. Культура важна, однако мер в сфере культуры недостаточно. В современном мире даже те народы, которые действительно предпочитают оставаться в существующем государстве, как делают финно-угорские народы, должны выражать свои требования политически, потому что в эре современности государство и доминирующая общественная культура могут так глубоко проникнуть в другие культуры, как никогда прежде, что разрушает их.
Исходя из этого понимания современных процессов Ассоциация решает:
1. Поручить делегации МАФУН на IV Всемирный конгресс финно-угорских народов представить собственные взгляды молодежи на реалии финно-угорского мира и разработать предложения о формах участия МАФУН в совместной работе с Консультативным комитетом финно-угорских народов, а также выйти с инициативой о создании финно-угорского форума этнополитики.
Мы считаем, для того чтобы удачно участвовать в политической жизни государств и быть достойным и равной стороной в диалоге с властью финно-угорским молодым деятелям необходимо разбираться в вопросах этнополитики. Существуют финно-угорские конгрессы и фестивали, большинство которых посвящены культурной проблематике, такие как, конгрессы и фестивали филологов, историков, писателей, артистов, масс-медиа. Кроме политической секции на всемирном конгрессе нет больше места, где могли бы обсуждаться этнополитические вопросы.
2. Выйти с обращением к венгерскому организационному комитету ИФУСКО XX с предложением от имени МАФУН содействия в организации и проведении конференции ИФУСКО для того чтобы поднять ее влияние и научный уровень. В частности, для более скрупулезного отбора участников конференции МАФУН предложить свои коммуникативные ресурсы и назначить по согласованию с оргкомитетом ответственных за подготовку работы рабочих групп конференции заранее из числа актива МАФУН. Провести на конференции заседание правления.
Мы помним, что изначально Конференция ИФУСКО была инициировано зарубежными финно-угроведами как институт содействующий формирования финно-угорской интеллектуальной мысли. Конференция могла бы выступить молодежным форумом для обсуждения этнополитических вопросов, но для этого существующий уровень научности пока недостаточен.
3. Обязать все органы Ассоциации и организации-члены Ассоциации занять активную позицию и своевременно реагировать на все важные политические изменения, касающиеся финно-угорских народов.
Мы понимаем, что гражданское общество является необходимым условием демократии. Оно невозможно без активности неправительственных организаций. Общественные организации призваны выражать общественное мнение, в том числе интересы национальных меньшинств. Членство в МАФУН обязывает общественные организации предоставлять отчет к каждому Конгрессу Ассоциации о соответствии их активности заявленным целям и направлениям деятельности, на основе которых они были приняты в в число организаций-членов Ассоциации.
4. Выразить свое несогласие относительно планов присоединения Коми-пермяцкого автономного округа к Пермской области.
Мы думаем, что следование экономической конъюнктуре не освобождает от ответственности перед будущими поколениями народов. Всякое упразднение автономий и других форм территориального самоопределения народов ущемляет права национальных меньшинств и коренных народов и, как следствие, ведет к нарастанию напряженности в межнациональных отношениях. Тем более это недопустимо, если народ составляет существенное большинство в населении соответствеющей территории.
5. Поддержать проект открытого финно-угорского университета, г. Ижевск, Удмуртская Республика, по обучению молодых финно-угров проектным видам деятельности, научить быть самостоятельными и активными.
Мы замечаем, что часто финно-угорская молодежь слишком пассивна и, поэтому, не всегда может быть конкурентноспособной по сравнению с представителями доминирующей культуры. Традиционный тип мышления, свойственный молодым финно-уграм, может быть источник пассивности. Успех в современном мир зависит от умения находить нетрадиционные решения в традиционных сообществах. В рамках университета предполагается организация сессий, обменов и других практических мероприятий, которые бы научили молодых финно-угров составлять проекты, управлять ими, собой и ситуацией, научились бы относится к своей культуре по-новому, стали бы конкурентноспособными.
6. Поручить бюро продолжить координацию проведения мероприятий по компьютерному образованию финно-угорской молодежи.
Мы находим, что для такого сетевого типа организации как МАФУН Интернет и другие компьютерные возможности коммуникации являются одними из самых удобных. К сожалению, многие народы не имеют еще доступа к этому универсальному средству, часто в связи с отсутствием грамотных специалистов - активистов этнонациональных движений.
7. Поручить бюро продолжить координацию деятельности по развитию страниц МАФУН в Интернете (www.mafun.org, www.mafun.ru), способствовать началу публикации истории становления и развития молодежных движений финно-угорских народов и развивать финно-угорские электронные издания.
Мы ощущаем необходимость выпускать общие финно-угорские электронные издания и новостные ленты. Пока в качестве молодежного электронного издания функционируют страницы МАФУН в Интернете, которые публикуются на национальных языках финно-угров и дублируется на русском и финском языках.
8. Поручить правлению всесторонне способствовать скорейшему возобновлению выпуска газеты и наладить механизм распространения газеты 'KUDO+KODU'.
Мы знаем, что огромную роль в становлении общественных взглядов играет пресса. Общие интересы финно-угорской молодежи находят свое выражение через международную финно-угорскую газету 'KUDO+KODU', а потому ее поддержка играет решающее значение в формировании общей стратегии.
9. Обязать все органы Ассоциации и организации-члены Ассоциации пропагандировать идеи мультикультурализма и многообразия в среде моноязычного населения, формировать положительное отношение к национальным меньшинствам и коренным народам со стороны большинства, разъяснять, что многонациональность и многоязычие являются нормой современного демократического общества.
Мы видим, что существует круг формирования национальных стереотипов, поддерживающий атмосферу нетерпимости и бытового расизма. Этот круг необходимо разорвать, и масс-медиа принадлежит ключевая роль в его преодолении.
10. Поручить правлению совместно с организации-членами Ассоциации из Республики Карелия провести переговоры на предмет авторских прав с карельским коллективом 'Мюллярит' и в случае успеха переговоров делегировать правлению полномочие утвердить их композицию 'Мина Петроской' в качестве гимна Ассоциации.
Мы чувствуем, что национальная символика является эффективным средством укрепления идендитета. Помимо эмблемы считаем необходимым утвердить гимн Ассоциации.
11. Поручить правлению поддерживать контакты с тюркскими молодежными организациями и выяснить возможность создания общей для обеих семей народов координационной структуры в их приобщении к европейской цивилизации.
Мы признаем, что ничто не может быть более печальным и пагубным для восточных финно-угров как восстановление "железного занавеса". Финно-угорская молодежь могла бы стать "мостом" для сближения как народов внутри России, так и народов России и Европы. Восточные финно-угры представляют собой интерес для родственных европейских финно-угров. Тюркские и другие народы также ориентированы в европейское пространство, и потому, в сотрудничестве финно-угорской и тюркской семей народов, а также и других народов, в достижении общих поставленных целей, есть перспектива плодотворного взаимодействия направленного на взаимное сближение с европейским миром.
12. Указать координационным центрам на приоритетность такого направления деятельности как проведение двуязычных летних лагере, по типу ИФУСКО, но на более обширные темы и только на двух финно-угорских языках.
Мы осознаем, что в языковой сфере существует проблема подготовки переводчиков в университетах. Для ее решения нужно организовать обмен студентами в целях языковой практики, собирать как можно больше литературы на финно-угорских языках. Существует также потребность перевода существующих сайтов на все финно-угорские языки, требующего значительные финансовые вливания.
13. Указать координационным центрам на приоритетность такого направления деятельности как решение проблем социальной адаптации сельской молодежи в условиях города.
Мы убеждены, что становление собственной городской культуры обеспечивает выживания народов. Поэтому особенно важно способствовать благополучию молодежи и сохранять ее доступ в учебные заведения.
14. Провести очередной VII Конгресс МАФУН в Венгерской Республике в 2005 году.
Мы учитываем при выборе региона проведения мероприятий заинтересованность молодежных организаций и, поэтому, приветствуем инициативу венгерской молодежи.
г. Йошкар-Ола, 05.11.2003
Назад в раздел
Раздел находится в стадии наполнения. Приглашаем к сотрудничеству!