На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Марийцы

Салам лиже! - Здравствуйте!

Происхождение этнонима

Cамоназвания марийцев - мари, марий ("человек", "мужчина"), дореволюционное официальное название - черемисы.

Места проживания

Марийцы живут в Республике Марий Эл, а также в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Кировской, Свердловской и Пермской областях.

Историческая справка

Ядром формировавшегося в I тысячелетии нашей эры в Волго-Вятском междуречье древнемарийского этноса были финно-угорские племена. В Х веке марийцы упоминаются в хазарском документе как ц-р-мис (черемисы). Большую роль в развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами. Значительное влияние, особенно усилившееся после вхождения марийцев в состав Русского государства (1551-1552 годы), оказала русская культура.

Восточноевропейская лесная зона располагает крайне скудными письменными сведениями об истории финно-угорских народов. Письменность этих народов появилась весьма поздно, за малыми исключениями только в новейшую историческую эпоху. Первое упоминание этнонима "черемисы" в форме «ц-р-мис» встречается в письменном источнике, который датируется Х веком, но восходит, по всей вероятности, ко времени на одно-два столетия позднее. Согласно этому источнику, мари являлись данниками хазар. Из финно-угорских народов мари оказались наиболее тесно связанными с переселившимися в Поволжье тюркскими племенами. Эти связи очень сильны и теперь.

Волжские булгары в начале IX века прибыли из Великой Булгарии на побережье Чёрного моря к месту слияния Камы с Волгой, где основали Волжскую Булгарию. Они торговали поступавшими от живших поблизости финно-угорских народов мёдом, воском, мехами. С Золотой Ордой и выделившимся из неё впоследствии самостоятельным Казанским ханством мари находились в союзнических отношениях. Об этом свидетельствую тот факт, что у мари существовала прослойка, не платившая налогов, но обязанная нести воинскую повинность. Это сословие затем стало одним из самых боеспособных воинских соединений у татар. Также на существование союзнических отношений указывает употребление татарского слова «эл» - "народ, империя" для обозначения населённого марийцами края.

Мари до настоящего времени называют свою родную землю Марий Эл.

Статистические данные

По данным переписи населения 2002 года количество марийцев составляет 604298 человек.

Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные (правобережье Волги), луговые (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточные (территория Башкортостана, куда они переселились в XVI-XVIII веках).

Религия

Обращённые в XVIII веке в православие марийцы сохраняли языческие верования. Характерны общественные моления с жертвоприношениями, устраиваемые в священных рощах перед началом сева, летом и после уборки урожая.

Среди восточных марийцев есть мусульмане.

Язык

Марийцы говорят на марийском языке.

Письменность

Письменность у марийцев существует на двух диалектах (горном и луговом). Письменность создана на основе русского алфавита.

Краткий разговорник

Поро кече! - Добрый день!
Чеверын! -До свидания!
Чыла сай! - Все хорошо!
Нелеш ида нал! - Извините!
Тау! - Спасибо!
Марла мутланеда мо? - Говорите по-марийски?
Туге -Да.
Уке - Нет.

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

Традиционный мужской костюм составляют богато вышитая рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста и пояс.

Мужские головные уборы: войлочная шляпа с небольшими полями и шапка. Для охоты и работы в лесу использовался убор типа накомарника.

Традиционные виды обуви: лапти с онучами, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.

Для женского костюма характерны передник и обилие украшений из бисера, раковин каури, блёсток, монет, серебряных застежек-сюльганов, а также браслеты и кольца. Очень разнообразны женские головные уборы: конусовидные колпачки с затылочной лопастью, сороки, заимствованные у русских, головные полотенца с очельем, высокие лопатообразные уборы на берестяном каркасе.

Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из чёрного или белого сукна и шубы. Традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности.

Кухня

Основная традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), варёная колбаса из сала или крови с крупой (шокта), слоёные блины (команмелна), творожные сырники (туара). Традиционные марийские напитки: пиво (сыра), пахта (oран), крепкий медовый напиток (пура, пyрo).

Поселения и жилища

Разбросанная планировка селений во второй половине XIX века стала сменяться уличной. Традиционное жилище - срубная изба с двускатной крышей, состоящая из жилой части и сеней или жилой части, сеней и клети. У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу - стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери - деревянная кровать или нары, над окнами - вышитые полотенца.

У восточных марийцев интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок).

Летом жили в кухне. Это срубная постройка с двускатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма, с земляным полом и без потолка, с открытым очагом с подвесным котлом.

Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом, на первом этаже которых хранили продовольствие, на втором - одежду и утварь.

Занятия и промыслы

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.). Развито бортничество, а позднее распространение получили пасечное пчеловодство и рыболовство.

Развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело.

Социальный институт

Семьи - преимущественно малые, встречались и большие неразделённые. Женщина в семье пользовалась хозяйственной и правовой самостоятельностью.

Фольклор:

Орнамент

В традиционном орнаменте использовались геометрический мотив, состоящий в изображении комбинаций различных геометрических фигур, зооморфный и антропоморфный, воспроизводящие стилизованные фигуры животных, птиц и людей. Растительный мотив передавал реальные формы деревьев, цветов и листьев.

Приметы

Март сухой, май мокрый - будут и крупа, и хлеб.
Лось намочит свои рога в реке - вода начинает остывать.
В подполье жаба горланит - к потеплению.
Орехов изобилие, а грибов мало - к снежной и морозной зиме.

Песни, танцы

Богатством форм и мелодичностью отличается марийская музыка. Основные традиционные инструменты - гусли, барабан и трубы.

Из фольклорных жанров выделяются песни, среди которых особое место занимают "песни печали", сказки и предания.

Декоративное творчество

В древности вышивка выполняла не только защитную роль, но и была признаком, указывающим на принадлежность к той или иной родовой группе. Орнаментация различалась не только местом расположения на деталях костюма, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Последнее ярко доказывается орнаментацией на женской рубахе в области лопаток в виде небольших розеток - «тамка», т.е. тамга - знак родовой группы.

Богатством орнаментации отличалась одежда женщин до 40 лет. Особенно много вышивки располагалось в области груди, с целью охраны женщины-матери - продолжательницы рода.

Был развит кустарный промысел по производству несложных металлических украшений, которые путем холодной обработки выделывали блёстки, кольца, браслеты и застёжки-сюльгамы.

Получила развитие выделка овчины. Овчины красились в красноватый и чёрный цвета.

Праздники и обряды

Кyсото - священная, молельная роща. Священные рощи или священные деревья марийцы считают своеобразными храмами доброты. На основе верований в то, что в священных деревьях живут боги, выработана целая система табу. В священных рощах нельзя сквернословить, ругаться, думать о плохом, рубить деревья и т.д. Почитание священной рощи, священного дерева - онапу - обеспечивает благополучие человека и общества.

Мланде шочмо кече - день рождения земли. У марийцев обряд рождения земли празднуют через семь недель после Великого дня. Обряд в честь Мланде шочмо кече был связан с запретами по отношению к земле. Марийцы соблюдали особые правила, считали, что земле после зачатия требуется отдых, покой и тишина. В этот день запрещалось шуметь, копать, рыть землю, забивать колья, стирать грязное белье, громко разговаривать. Мланде шочмо кече считался важным праздником.

Пчелы считались детьми бога. Убить пчелу было большим грехом, а к лицам, занимающимся пчеловодством, предъявлялись строгие моральные требования. Продажа ульев на сторону осуждалась, а ухаживать за пчелами положено было в белой и чистой одежде. Во время общественных, семейных, родовых жертвоприношений просили у богов благословить пчёл, необходимо было обращаться с ними как с «божественными птичками». Во время жертвоприношения просили также изобилия мёда, сохранения и умножения пчёл.

Мифы и предания

Мифы марийцев одновременно близки и к мифам удмуртов, и к мифам мордвы. Сильным было воздействие на марийскую мифологию тюркских традиций, развивавшихся уже под влиянием ислама в средневековых государствах - Волжской Болгарии и Золотой Орде.

В начале ХХ века марийскую религию и мифологию исследовал знаменитый финский религиевед Уно Хольмберг (Харва), в последнее время исследованием традиционного фольклора марийцев занимается В.А. Акцорин и др.

Живой камень
Марийская легенда

Зимою среди белоснежной пустыни, а в летнее время среди зелени весёлых полевых цветов возвышается над тихой речкой утес Живой камень.

Не всегда, однако, бывало пустынно вокруг него. В давно минувшие времена здесь были большие селения черемисского народа, и жил среди них могучий и славный богатырь по имени Чумбулат. Человек он был простой, трудолюбивый и тихий в обычное время, но, как только неприятель угрожал нападением на родную страну, богатырь поднимался на её защиту. Верхом на буром коне c косматой белой гривой, вооруженный с головы до ног, Чумбулат выступал впереди своего народа, непобедимый и грозный, и всякий раз быстро сокрушал врагов и обращал их в бегство.

Долго жил богатырь на свете, оберегая свою родину и народ, но пришла и ему пора умирать. Собрались вокруг него черемисы, плакали и скорбели о нём, а он утешал их:

- Не бойтесь. Я никогда и мёртвый не дам вас в обиду. Когда плохо придётся, когда самим вам не справиться с неприятелем, подойдите тогда к моей могиле и скажите громким голосом: «Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!» Я встану тогда и обороню вас.

С этим и умер Чумбулат.

Торжественно похоронили черемисы своего богатыря в каменной круче в полном вооружении, какое надевал он на битву, похоронили вместе с бурым конем его, белохвостым, с косматой гривой. В каком виде выступал он, бывало, против врагов, в таком и похоронили его. Справили по нему богатые поминки и долго оплакивали тяжелую потерю:
- Не стало среди нас великого Чумбулата! Нет с нами нашего богатыря!

Шло время. Все было благополучно, и мало-помалу Чумбулата начали забывать. И забыли бы о нём, может быть, совсем, как вдруг появился сильный враг и начал окружать черемисов непролазным кольцом. Вспомнили они тогда о своём богатыре, побежали к скале, к могиле его, и стали громко звать на помощь:
- Вставай, Чумбулат! Вставай, враги у ворот!

И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, и появился из тёмной расщелины Чумбулат на коне своём, в кольчуге и шлеме, со щитом на руке, с копьём у стремени, с мечом над головой. Бросился он на чужих, колол, рубил, топтал обезумевших от страха врагов и быстро обратил в бегство неприятельское войско. А когда опасность миновала, Чумбулат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале; снова замкнулась она за ним и поглотила его вместе с конем.

Много времени прошло. Когда наступала беда, всякий раз Чумбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.

Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чумбулата. Начали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря:
- Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!

Дрогнула скала. Выехал Чумбулат на коне, в полном вооружении. А неприятеля нет. Ни направо, ни налево - нет никого. Повернулся тогда богатырь и молча поехал обратно к горе и исчез в ней.

Ребятишкам это понравилось. Сколько было и страху и хохоту и сколько потом всяких рассказов!
Стали опять играть в войну и опять вызывали Чумбулата.

Выехал снова на их зов богатырь. Не видя опять врага, он нахмурился и сердито повернул коня обратно.

Мало и этого показалось мальчишкам. Они в третий раз вызвали богатыря:
- Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!
Затряслась земля. Со страшным грохотом развернулась гора, и выехал оттуда разгневанный Чумбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы - только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы в ужасе сбегались на грохот.

Увидел их Чумбулат и крикнул им:
- Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаться начали, понапрасну меня тревожить! Помните: ухожу теперь от вас навсегда!
Опустил Чумбулат свой победный меч, повернул коня и скрылся в скале.

Не стало с тех пор у народа защитника. Начались войны, некому было заступиться за черемисов.
Молчалив стал и тих серый утес над рекой; оброс он снизу мхом и травой, где шелестят иногда ящерицы, а на вершине его садится отдыхать дикий ворон.

Но не пропали надежды у черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время - забудет Чумбулат обиду и защитит народ свой от всякого врага. Потому и зовётся этот камень Живым, что жива за ним великая сила и в народе не умирает вера в счастливое будущее.

 

Источники:

  1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - Москва, 1997.
  2. Марийский край, земля Онара. - М.,1989.
  3. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. - Йошкар, 1992.
  4. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. - М., 2005.
  5. Сородичи по языку. - Будапешт, 2000.
  6. Uurali keelte sonastik. - Tallinn, 2004.
  7. «Финно-угорские и самодийские народы России»: Статистический сборник. -Сыктывкар, 2006 .
  8. www.russia.rin.ru




Календарь праздников
8
сентября
2024











Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]