|
Мордва
Шумбрат! Шумбратада! (по-мокшански)
- Здравствуйте!
Шумбрат! (по-эрзянски) - Здравствуйте!
Происхождение этнонима
Мордовский народ сам себя не называет мордвой.
Это название дано ему соседними народами.
Впервые этноним мордва - Mordens упоминается в VI веке
готским историком Иорданом. В других
западноевропейских источниках мордва
называется также: merdas, merdinis, merdium, mordani, mordva, morduinus. В
древнерусских летописях этноним мордва
появляется с XI века. В своей основе он восходит к
ирано-скифским языкам: иранское mard - "мужчина".
Мордва называет себя мокшей или эрзей. Наиболее
ранние письменные сведения об этнониме мокша -
moxel - содержатся в записках фламандского
путешественника XIII века Гильома Рубрука. Он
связан с индоевропейским гидронимом Мокша (сравните
в санскрите "проливание", "утекание").
Места проживания
Расселение мордвы характеризуется
значительной дисперсностью. В границах
Республики Мордовия проживает лишь треть всего
мордовского населения - 313420 человек.
Компактными группами мордва расселена в
Самарской (116475 человек), Пензенской (86370 человек),
Оренбургской (68879 человек), Ульяновской (61061
человек), Нижегородской (36709 человек), Саратовской
(23381 человек) областях, а также в республиках
Башкортостан (31932 человека), Татарстан (28859
человек) и Чувашии (18686 человек). Значительное
количество мордвы проживает также на Урале (42548
человек), в Сибири (65850 человек), на Дальнем
Востоке и Сахалине (29265 человек).
Кроме России заметные группы мордвы живут в
Казахстане (30036 человек) и Узбекистане (11914
человек).
Основными этническими группами мордвы являются
мокша и эрзя. Мокша расселена в юго-западных
районах Республики Мордовия, а также в
Пензенской и Саратовской областях, где она
проживает как отдельными ареалами, так и
вперемешку с эрзей. В других регионах её
численность незначительна.
Эрзя проживает в восточных районах Мордовии,
компактные ареалы её находятся также в Самарской,
Оренбургской областях, Башкирии, Татарии, а также
в прилегающих к Мордовии районах Нижегородской и
Ульяновской областей и Республики Чувашия.
Историческая справка
Древнемордовские племена до IV века нашей эры
занимали обширную территорию Цнинско-Окско-Сурского
междуречья. Среди них выделялись южная группа
племён в Верхнем Посурье (так называемая
пензенская), другая проживала на Нижней Суре и в
бассейнах рек Теша, Пьяна, Мокша и Цна.
Начавшееся в IV веке изменения в составе
населения Восточной Европы отразились на
древнемордовских племенах. Увеличивается
плотность древнемордовского населения в Верхнем
Посурье из-за прихода новых родовых групп с
Нижнего Примокшанья и Средней Оки. В IV-VII веках
мордовские поселения появляются на правобережье
Волги между устьями рек Суры и Оки. Часть рязано-окских
племён продвигается в Нижнее Примокшанье, где
принимает участие в сложении древней мокши.
Другая их группа устремляется в бассейн Нижней
Оки, где участвует в формировании муромы. Мурома -
финно-угорское племя, жившее в Окско-Сурском
междуречье, к началу II тысячелетия нашей эры было
ассимилировано русскими. Часть муромы,
переселившись в Примокшанье, приняла участие в
сложении древней мокши. Оставшиеся муромские
племена были ассимилированы славянами.
Между мокшанскими и эрзянскими племенами
происходили тесные интеграционные процессы. В
междуречье Мокши, Теши и Пьяны происходит
смешение мокши и эрзи. Но их дальнейшая
консолидация и образование единой народности
было приостановлено монгольским нашествием XIII
века.
Статистические данные
По данным переписи 2002 года на территории
Российской Федерации проживает 843350 человек.
Религия
Вплоть до начала XX века среди мордвы были
широко распространены ранние формы религиозных
воззрений, которые включали культ предков (почитание
умерших сородичей появляется в период распада
первобытных отношений и связано с
патриархальной структурой общества) и веру в
божеств, олицетворяющих различные природные
явления. Эти божества представлялись как в
человеческом, так и в зверином облике, а также в
виде растений, полулюдей-полузверей, что
являлось отголоском более древних тотемических
анимистических воззрений.
Имелась у мордвы и система мифологических
представлений о строении мира.
Спецификой мордовских верований является
преобладание женских божеств. Такое положение
объясняется тем, что эти верования возникли в
эпоху материнского родового строя, для которого
была характерна ведущая роль женщины в
хозяйственной и общественной жизни.
Примерно с XIV века в среду мордвы стало проникать
православие.
Язык
Мордва говорит на двух близкородственных
языках - мокшанском и эрзянском. Они относятся к
финно-угорской языковой семье, которая вместе с
самодийскими языками образует более обширную
уральскую семью.
В настоящее время мордовские языки различаются
по ряду моментов, но они имеют частный характер
по сравнению с общей массой близких элементов.
В мордовских языках прослеживаются
заимствования из других языков, относящиеся к
разным историческим эпохам. Самыми древними
являются слова иранского происхождения,
например азор - "хозяин", кшни - "железо" и
прочие. Имеются слова литовского происхождения:
кардаз - "двор", пеель - "нож" и т.д.
Довольно значительное место в мордовских языках
занимают заимствования из тюркских языков:
булгарского (синдемс - "сломать", сере -
"медь"), чувашского (ака - "старшая сестра",
ила - "обряд"). Но первое место из тюркских
заимствований в мокшанском и эрзянском языках
занимают татарские слова. Причём больше их в
мокшанском языке, видимо, потому что мокшане чаще
соприкасались с татарами. Одни татарские слова
можно найти в обоих мордовских языках: айгор -
"жеребец", сокор - "слепой" и т.д. Другие слова
обнаруживаются только в мокшанском языке: такор
- "гладкий", шра - "стол" и др. И наоборот,
некоторые татарские заимствования
обнаруживаются лишь в эрзянском языке: уця -
"хребет", берянь - "плохой" и т.д.
Значительное место в мордовских языках занимают
слова, перешедшие из русского языка. Русской
является общественно-политическая лексика,
военная, мещанская терминология, такие слова, как
дипломат, председатель, сестра, танк и др.
Встречается большое количество и обиходных
русских слов: пуль - "пыль", весела -
"весёлый", туця - "туча" и др.
Письменность
Современная мордовская письменность создана
на базе русского алфавита. Началом её
возникновения считается середина XVIII века, когда
стали переводить на мокшанские и эрзянские языки
христианскую литературу. Были созданы также
словари, включающие мордовский материал.
Наиболее крупными из них являются: "Словарь
языков разных народов" епископа И.Дамаскина,
включающий более 11 тысяч мордовских слов и "Сравнительный
словарь всех языков и наречий, собранный
десницею высочайшей особы", изданный в 1789 году
в Петербурге и содержащий около 600 эрзянских и
мокшанских слов.
Краткий разговорник
По-мокшански:
Няемозонк! - До свидания!
Сюкпря! Сюконян пек! - Спасибо!
Шумбраши! - Добрый день!
Простиндамасть! - Извините!
Тинь мокшекс корхтатада? - Вы говорите по-мокшански?
Да- Да.
Аш - Нет.
Лацкас ярхцамс! - Приятного аппетита!
По-эрзянски:
Вастомазонок! Неемазонок! - До свидания!
Сюкпря! Сюконян пек! - Спасибо!
Шумбрачи! - Добрый день!
Простямизь! Илямизь чумондо! - Извините!
Тынь кортатадо эрзякс? - Вы говорите по-эрзянски?
Да - Да.
Аволь - Нет
Вадрясто ярсамс! - Приятного аппетита!
Энциклопедия быта:
Национальный костюм
Традиционный мордовский костюм, особенно
женский, сохранял свои особенности до 20-З0-х годов
XX века. А у некоторых групп мордвы он и сейчас
функционирует во время обрядов и праздников.
Комплекс одежды включал нательную и верхнюю
лёгкую одежду, набор тёплой межсезонной и зимней
одежды. Составной частью в костюм входили
различные съёмные детали и украшения.
Традиционная мордовская одежда развивалась по
двум направлениям, соответствующим культуре
мокши и эрзи.. Но при всём своеобразии одежды
отдельных групп мордвы, она имеет много общих
черт: белый льняной или посконный (изготовленный
из конопли) холст как основной материал одежды,
туникообразный (прямой) покрой рубахи и верхней
белой распашной одежды, отделка плотной вышивкой
преимущественно из шерсти красного и чёрного или
тёмно-синего цветов. Общими деталями предстают
своеобразные украшения из металла, монет, бисера
и раковин, плетёная из лыка обувь, сапоги со
сборами, а также обычай обёртывать ноги онучами,
чтобы они были ровными и толстыми.
Основными частями мужского костюма у мокши и
эрзи была рубаха (панар) и штаны (понскт). Их шили
из домотканого холста.
В начале XX века получают распространение рубахи
из фабричных тканей. Рубахи носили навыпуск и
подпоясывали самотканым узким пояском или
ремнём. Летом мужчины носили распашную одежду из
холста наподобие халата. Весной и осенью
надевали сумань, представляющий пальто из сукна
чёрного или коричневого цвета. Его шили в талию,
сзади на спине располагались сборки на уровне
талии.
Мужскими головными уборами были валяные шапки
белого и чёрного цветов, большей частью высокие с
небольшими полями. Летом для работы в поле
надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки
и малахаи, которые сверху покрывали сукном. С
конца XIX века в обиход мордвы входит фабричный
картуз, который вытеснил валяные шапки.
Основной нательной одеждой женщин была рубаха
туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар,
паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста,
перегнутых поперёк. Она имела четыре шва
посередине груди и спины, два по бокам. Рукава
были прямые, их длина равнялась ширине холста.
Воротника не было, вырез на груди имел
треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до
30 сантиметров. Края выреза скреплялись кольцевой
застежкой - сюлгамо. Внизу передние полотнища для
удобства при ходьбе и работе не зашивались до
конца на 12-15сантиметров. Главным украшением
рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла
ворот рубахи, рукава, подол, располагалась
широкой полосой по переднему шву и продольными
полосами по спине и груди. В праздники поверх
нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали
богато вышитую рубаху покай.
Рубаха мокши (панар, щам) несколько отличалась от
эрзянской. Она шилась из трёх полотнищ холста:
перед и спинку составляло полотнище, перегнутое
поперёк, а бока делались из двух более коротких
полотнищ. Рукава пришивались к центральному
холсту, были прямыми и достигали кистей рук.
Грудной вырез имел овальную форму. Спереди на
подоле делали разрез длиной 12 сантиметров.
Рубаху богато вышивали, расположение вышивки в
основном соответствовало эрзянской рубахе, но
здесь не было широкой передней полосы, зато
имелась вышивка на лопатках. Мокшанки носили
рубаху с большой пазухой (пов) и значительно выше
чем эрзянки - она лишь немного прикрывала колени.
Под рубаху мокшанки надевали штаны длиной до
щиколоток. Они также шились из белого холста и
оторачивались внизу кумачом или красной тканой
полоской.
В ХХ веке у мокши появилось платье, которое
шилось из фабричных тканей. Это платье было на
кокетке, к подолу пришивалась оборка шириной 20-30
сантиметров. Рукава были длинные с обшлагами,
присборенные на плечах. Вырез головы был круглый,
иногда делался невысокий стоячий воротник.
Прямой разрез на груди или спине застегивали на
пуговицы. Это платье вначале надевали на нижнюю
холщовую рубаху, а затем стали носить и без неё.
К концу XIX века в традиционный костюм мордовок
вошёл передник (запон, сапоня - у мокши, запон,
икельга паця - у эрзи). Его носили как в обычные,
так и праздничные дни. По форме и покрою они
подразделялись на три группы: без нагрудника, с
нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их
шили из холста, фабричных тканей, причём часто
разных цветов. Украшались передники вышивкой,
полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д.
Безрукавки носили поверх рубахи и мокшанки, и
эрзянки. Их шили из фабричной ткани чёрного цвета,
длиной несколько выше колен. Покрой был в талию с
большим количеством оборок сзади. Шейный вырез
был круглым, его оторачивали кумачом. У эрзи
Теньгушевского района безрукавка называлась
шубейкой. Её шили из красного или синего сатина,
кашемира или атласа. Подол, проймы, воротник и
полы оторачивались мехом сурка и украшлись
потоками разноцветной материи, лентами,
пуговицами и блёстками.
Верхняя распашная одежда из холста (паньжат,
мушкас - у мокши, руця, импанар - у эрзи). Шили её
из тонкого, хорошо отбеленного холста. Покрой
соответствовал покрою мокшанской или эрзянской
рубахи, но переднее полотнище было разрезано
посередине. Украшалась она, как и рубаха,
вышивкой, бранным тканьём, разноцветными
полосками материала. У эрзи руця использовалась
в основном в качестве торжественной и
праздничной одежды взрослых девушек и замужних
женщин. У мокши мушкас использовался и в качестве
рабочей одежды.
Верхняя тёплая одежда и по названию, и по покрою
была схожа с мужской. Весной и осенью женщины
носили сшитые из сукна сумани. Их шили как
прямыми, так и отрезными по талии со вставными
клиньями сзади и на боках. Зимой одевали шубу из
жёлтых овчин, иногда их покрывали сукном.
Как и у других народов, у мордвы различались
головные уборы девушек и молодых женщин. У
девушек самым распространённым видом головного
убора была налобная повязка в виде обруча из луба
или картона, обтянутая тканью и украшенная
вышивкой, бисером, позументом (ашкоркс, пурдавкс
- у мокши, паця коня, пря сюкс - у эрзи). Налобная
повязка могла быть и мягкой. У теньгушевской эрзи
в праздники взрослые девушки носили специальную
шапочку - пехтим. Её очелье было украшено
бумажными цветами, бубенчиками, бахромой из
бисера. У мордвы-терюхан был распространён венец-шапочка
из монет и раковин-каури. Головные уборы замужних
женщин должны были полностью скрывать волосы. Их
существовало несколько видов. Высокие головные
уборы на твёрдой основе конической,
прямоугольной и твердой формы - панго, были
распространены в основном у эрзи. Основа из луба
обтягивалась красным материалом и украшалась
вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею
сзади спускалась небольшая вышитая лопасть.
Сложные головные уборы типа сороки бытовали на
всей территории расселения мордвы. Сорока
представляла собой чепец из холста. Её украшали
вышивкой, бисером, позументом. Под сороку
надевали чехлик или волосник. Этот головной убор
в форме колпака или чепца служил как бы
подкладкой верхнего головного убора, но пожилые
женщины носили их самостоятельно, покрывая
сверху платком. У мокши бытовали мягкие головные
уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми
концами. Терюханки носили венец, но, в отличие от
девичьего головного убора, он был закрыт сверху.
С венцом женщины надевали плетни, длинные
полоски холста или кожи с нашитыми серебряными
монетами, они спускались на грудь спереди.
Для традиционного женского костюма мордвы
характерны многочисленные украшения. В качестве
височных подвесок мордовки носили различные
подвески из монет, бисера, раковин и пуха, которые
прикреплялись к головному убору. Из налобных
украшений были распространены бахрома из перьев
селезня, пришитые к тесьме или узкой полоске
холста. Употреблялись также узкие полоски
материи с нашитыми на них бусами, пуговицами,
бисером или просто вышитые. Девушки носили
накосники из разноцветного бисера, шёлка,
раковин. Наушными украшениями были серьги (пилькст
- у мокши, пилекст - у эрзи) и специальные
наушники, которые представляли собой кружки из
картона или бересты, обтянутые материей. На них
нашивались цветы из материи, бусы, а также бисер.
Специфическим украшением мордовок была
нагрудная застёжка (сюлгам - у мокши, сюлгамо - у
эрзи). Они были двух видов: овал с незамкнутыми
концами и подвижным стержнем, характерный для
эрзи, и трапециевидной формы у мокши.
Разнообразными были нагрудные украшения. Они
представлены разнообразными бусами (крганят - у
мокши, эрьгть - у эрзи), ожерельями (колодка,
камышка - у эрзи.). У мокши было множество
вариантов бисерных воротников и нагрудных сеток
(цифкс, комбоне). У них имелись и чересплечные
украшения (кичкор, крескал), состоящие обычно из
двух полос ткани или кожи с нашитыми на них
цепочками, пуговицами, стеклярусом и т.п. Они
надевались на плечи крест накрест. Чересплечное
украшение (ожа нучка) имелось и у теньгушевской
эрзи. Наручные украшения представлены
браслетами (кятькст - у мокши, кетькст - у эрзи) и
перстнями (суркст).
Специфическим поясным украшением эрзянок
являются набедренники (пулай, пулакш, пулокаркс).
Они были двух видов: с валиком и без валика.
Основу набедренников составляет прямоугольный
кусок холста с зашитым в середину картоном или
войлоком. Лицевая сторона пулая украшалась
вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного
бисера, пуговиц, позумента. Далее почти до колен
шла бахрома из шерсти, как правило, чёрной, но на
праздничных пулаях она могла быть красной или
зелёной. Шерсть дополнялась медными цепочками, а
по бокам прикреплялись кисти из бисера.
У теньгушевской эрзи поясное украшение (цекс сыр
гаркс) состояло из полукруглой выстеганной
подушечки с утолщением в части, прилегающей к
пояснице. Лицевая сторона ее украшалась вышивкой,
раковинами, монетами и бисером.
У некоторых групп эрзи Пензенской и Саратовской
областей поясное украшение имело вид пояса с
подвесками и кистями (мукороцек) или полосками
ткани (лапкат). Поясными украшениями были также
полотенца, которые затыкали за пояс (кеска руцят
- у мокши, бока пацят - у эрзи).
Поясными украшениями мокшанок были
разнообразные подвески. Их носили парами. Основу
подвесок составлял металлический каркас из
нескольких рядов медной проволоки или узкий
плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики,
жетоны, раковины, на концах, как правило, была
бахрома из шёлковых ниток.
Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть -
у мокши, карть - у эрзи) из липового или вязового
лыка. Для мордовских лаптей характерно косое
плетение, трапециевидной формы головка, низкие
борта. Из более широких лык плели ступни, которые
служили для работы во дворе или около дома.
Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со
сборами и острыми носками (кемот - у мокши, кемть
- у эрзи). Их шили из коровьей или телячьей
сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник.
Зимой носили серые и чёрные, иногда белые валенки.
Ноги обёртывали портянками, их было две пары:
нижние (алдонь пракста - у мокши, пильгалга - у
эрзи), которыми обёртывали ступни. Верхними
портянками (ланга пракста - у мокши, верьга
пракста - эрзи) оборачивали икры.
В холодное время года поверх портянок носили
белые или чёрные онучи (сумань пракстат) из сукна.
У теньгушевской эрзи и терюхан женщины носили
более узкие, чем портянки, обмотки. По праздникам
мокшанки носили обмотки красного цвета с жёлтыми,
зелёными и чёрными полосами.
Чулки вошли в быт мордвы довольно поздно, их
вязали иглой или крючком. Мокшанки носили
полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор
стал геометрическим.
Кухня
Основу питания мордвы, как и других
земледельческих народов, составляли продукты
земледелия. Хлеб (кши) выпекался преимущественно
из ржаной и пшеничной, реже - ячменной и овсяной
муки. Пекли его из кислого теста на закваске.
Тесто раскладывали в формы или просто клали на
капустные или другие листья.
По праздникам готовили лепёшки из сдобного теста,
замешанного на сметане, масле, яйцах (копша - у
мокши, сюкорот - у эрзи). Кроме этого пекли пироги
с разнообразной начинкой (перякат - у мокши,
прякат - у эрзи): овощной, мясной, ягодной, из каш,
картошки и т.п. Блины (пачат - у мокши, пачалксеть
- у эрзи) делали довольно толстым из пшеничной,
пшённой, гречневой, гороховой муки. Их ели с
молоком, маслом, мёдом.
Распространённым блюдом из пресного теста была
салма: крутое тесто раскатывали полосками, затем
отрезали кусочки и бросали в кипящий бульон.
Повседневным и обрядовым блюдом были
разнообразные каши. Их варили на молоке, воде,
заправляли коровьим или растительным маслом. Из
ржаной муки готовили кулагу: муку разводили
водой и ставили в печь томиться, для улучшения
вкуса в неё добавляли ягоды.
Из молочных продуктов были поаулярны коровье и
козье молоко, которое пили в сыром виде,
использовали для приготовления первых блюд,
мучных изделий, каш. В большом количестве
употребляли кислое молоко (шапама лофца - у
мокши, чапамо ловцо - у эрзи). Мясо употреблялось
для приготовления супов (шонгарям - у мокши, ям -
у эрзи), его тушили с картофелем, капустой, а также
заготавливали впрок: солили, сушили, коптили.
Рыбу употребляли вареной, жареной, готовили из
нее уху. Также было распространено соление,
сушение, вяление рыбы.
Мёд употребляли в основном при приготовлении
обрядовых и праздничных блюд. Его использовали и
как лекарственное средство. Из продуктов
пчеловодства готовили различные напитки:
медовую брагу, хмельное пиво - пуре.
Поселения и жилища
В XVIII-XIX веках жилищем мордвы являлась так
называемая курная изба, которая топилась "по-чёрному",
то есть у печи не было трубы, поэтому дым шёл
непосредственно в избу. При топке для выхода дыма
открывали дверь или специальные маленькие
дымовые окошки.
Жилище мордвы было двухраздельное и
трёхраздельное. Первый тип дома был
распространён чаще. Он состоял из жилой избы (куд
- у мокши, кудо - у эрзи) и сеней (кудоньголь - у
мокши, кудыкелькс - у эрзи). Если изба стояла
перпендикулярно улице, то сени располагались за
избой. Если изба стояла параллельно улице, то
сени располагались в одну линию с домом.
Трёхраздельный дом дополнялся горницей, которая
использовалась зимой как место хранения
различных хозяйственных вещей и только летом
служила спальней.
Жилище обычно было деревянным. Срубы были
невысокие - до 13 венцов. Кроме срубных построек у
самарской мордвы было много домов из самана,
сделанных из своеобразных кирпичей, которые
изготовляли из глины, смешанной с соломой.
Распространение подобного жилья было вызвано
как нехваткой дерева для постройки, так и
влиянием выходцев из южных районов России, где
такое жилье было очень распространено.
На домах самарской мордвы почти нет резьбы,
которая была очень характерна для мордовского
населения правобережных районов Волги.
Внутренняя планировка была обычно среднерусской:
печь стояла в одном из углов при входе. У мокши
встречалась и южнорусская планировка, при
которой печь стояла в дальнем углу избы. Для
эрзянских, а часто мокшанских изб были
характерны полати над дверью. У мокши встречался
кершпель - дощатый настил перед печью высотой 25-30
сантиметров от пола. Но он встречался гораздо
реже, чем у мокшанского населения коренной
территории проживания.
Сени, которые примыкали непосредственно к жилой
избе, в конце XIX - начале ХХ веков были в основном
тесовые, реже - рубленые, встречались и плетневые
сени с земляным полом.
Двор (пирьф - у мокши, кардаз - у эрзи)
непосредственно примыкал к дому и имел форму
прямоугольника или квадрата. Широко были
распространены открытые дворы. Лишь в степных
районах, где часты были ветры и зимние бури, дворы
были закрытыми и стояли в один ряд с домом, обычно
сзади.
В комплекс хозяйственных помещений входили
помещения для скота, хранения инвентаря и
домашнего имущества, постройки для обмолота и
сушки хлеба. Бани обычно ставились на берегу
водоёма. А на улице, напротив окон, устраивали
подвалы полуземляночного типа. В них хранили на
случай пожара ценное имущество: зерно, одежду и т.п.
В настоящее время традиционное жилище и
хозяйственные постройки самарской мордвы
претерпели значительные изменения. В основном
стараются строить дома из дерева или кирпича, их
возводят на каменном фундаменте. Стены
штукатурят как внутри, так и снаружи или обшивают
тёсом. Увеличились размеры окон и возросло их
число. Значительно улучшилось украшение жилищ
резьбой. Ей украшают фронтоны, наличники.
Преобладает накладная резьба, встречается и
скульптурная. Внутренняя планировка стала
нетрадиционной: печь и стол потеряли своё
устойчивое положение.
Занятия и промыслы
Основным занятием мордвы издревле было
земледелие. В первой половине I тысячелетия нашей
эры землю в основном обрабатывали мотыгами, а с
середины I тысячелетия земледелие становится
пашенным. На рубеже I и II тысячелетия применялись
подсечно-огневая система земледелия. Она
состояла в том, что вырубался участок леса под
пашню, корни и ветви деревьев сжигались для
удобрения земли. Участок эксплуатировался до тех
пор, пока не переставал давать урожай. После
этого его забрасывали и расчищали в лесу новый
участок. Использовалось и переложное земледелие,
когда участок земли засевали через год, давая
земле отдохнуть. Мордва применяла и парово-зерновой
метод земледелия: участок земли засевался через
год попеременно то весной, то осенью, чтобы
восстановить её плодородие.
К началу XIX века у мордвы распространилась
трёхпольная система земледелия, при которой под
паром оставалась не половина, а только треть
пахотной земли. Остальные два участка засевали
один весной, другой - осенью.
Основной формой крестьянского землевладения
было общинное. Каждый год общинное поле делилось
на наделы. Наделы давались только на мужскую душу
вне зависимости от возраста. Кроме того, имела
место и аренда земель у помещиков, государства и
бедных однообщинников.
Основными возделываемыми культурами являлись
рожь (розь), овёс (пинем), ячмень (шуж), горох (снав
- у мокши, кснав - у эрзи), просо (сура - у мокши,
суро - у эрзи), полба (виш). Из технических культур
выращивали коноплю (канфь - у мокши, кансть - у
эрзи) и лён (льяназ - у мокши, лияназ - у эрзи). В XIX
веке появляются новые культуры: картофель,
чечевица и мак.
Сев производился вручную. Наиболее
распространёнными пахотными орудиями являлись
соха и тяжёлый плуг - сабан. Для рыхления почвы
использовались бороны (инзама - у мокши, изамо -
у эрзи). Уборка урожая проводилась в основном
серпами (тарваз), а также граблями (грабля), вилами
(сянга - у мокши, сянго - у эрзи).
После жатвы хлеба обычно вязали в снопы, которые
оставляли сохнуть на некоторое время, а затем
укладывали в копны. Мололи хлеб на токах (тинголанга
- у мокши, тинге - у эрзи), в основном цепами (таляма
- у мокши, пивсэме - у эрзи). Иногда хлеб
обмолачивали путём прогона скота или
колотушками. Очищалось зерно лопатами (кайме - у
мокши, койме - у эрзи) и с помощью решета (сифтема
- у мокши, сувтеме - у эрзи).
Для размола зерна использовались ручные, водяные
и ветряные мельницы. Муку хранили в деревянных
амбарах или сараях. Хлеб ссыпали в лари, сусеки,
большие бочки или мешки.
Кроме полеводства мордва издавна занималась
огородничеством. Выращивали лук, чеснок, морковь,
свёклу, капусту, огурцы, хмель. В XIX веке начинают
выращивать помидоры и табак. Садоводство у
мордвы было развито слабее, чем огородничество, в
основном в пищу употреблялись дикорастущие
ягоды и фрукты.
Важное место в хозяйстве мордвы занимало
животноводство и птицеводство. Основным
животным была лошадь (алаша - у мокши, лишме - у
эрзи), которая в основном использовалась как
тягловая сила - для пахоты, боронования,
перевозки грузов и людей. Коров (тракс - у мокши,
скал - у эрзи), овец (уча - у мокши, реве - у эрзи),
свиней (тува - у мокши, туво - у эрзи) разводили
главным образом для собственных нужд: получения
мяса, молока, шерсти, шкур.
Птиц: кур, гусей, уток - также держали для своих
потребностей. Лишь яйца обменивались на соль,
спички, мыло, украшения, материю у разъездных
торговцев.
Древнейшим занятием мордвы было пчеловодство. В
древности мордва широко занималась
бортничеством, то есть сбором мёда и воска у
диких пчёл. Продукты пчеловодства были
важнейшими продуктами обмена и торговли. В XVI
веке появляются колодные улья, которые
выдалбливались из обрубка дерева высотой около
1,5-2 метра. В средней части делался леток для пчёл,
а сверху колода прикрывалась досками в виде
двускатной крыши. Рамочные ульи, которые
употребляются и сейчас, стали использоваться в
конце XIX века.
Древними занятиями мордвы являлись также охота и
рыболовство. Охотились на мясных и пушных зверей
и птиц. Вплоть до XVII века для охоты на пушных
зверей использовали лук и стрелы. Кроме того
пользовались ловушками, капканами, ловчими ямами,
на медведя охотились с помощью рогатины. Есть
свидетельства о существовании у мордвы и
соколиной охоты. В XIX веке среди охотников стали
распространяться ружья. Для охоты держали
специально борзых или гончих собак. Рыболовством
в основном занимались жители приречных селений.
Ловили рыбу крючками, острогами, использовали
различные снасти в виде корзин. Весной, когда
рыба шла на нерест, реку перегораживали
специальным забором-заколом. Практиковался и
подлёдный лов.
Были распространены у мордвы и различные ремёсла
и промыслы. В основном они были связаны с
обработкой дерева, шерсти, растительного волокна.
Из дерева изготовляли различные орудия труда,
предметы домашнего обихода, утварь. Широко был
распространён среди мордвы ткацкий промысел -
выделывание холста и сукон из шерсти, конопли и
льна. Значительное развитие получила также
выделка овчин, валяние сукон, обуви.
В конце XIX века начинает развиваться портняжный
промысел. Изготавливали, кроме верхней одежды,
тёплые чулки, рукавицы, кушаки. Делали также
обувь из кожи, липового лыка. К промыслам по
обработке металлов относились кузнечное и
слесарное дело. Мордовские кузнецы изготовляли
сельскохозяйственные орудия труда, подковы,
замки, гвозди, топоры, домашнюю утварь. Большое
развитие имела также выгонка смолы и дегтя.
Важным подспорьем в хозяйстве мордвы являлись
промыслы. До начала ХХ века в крестьянском быту
сохранялось полунатуральное хозяйство. Одежда,
большинство сельскохозяйственных орудий, посуда,
мебель изготовлялись самими хозяевами. Домашние
промыслы были тесно связаны с земледелием,
поэтому многие работы выполнялись в свободное от
основных сельскохозяйственных забот время, чаще
всего зимой. Женщины пряли лён, посконь, шерсть,
ткали холст и сукна как для собственных нужд, так
и на продажу.
Изготовленные на дому ткани отдавали для
крашения и валяния специальным ремесленникам. По
набивке сукна и крашению холста
специализировались целые деревни. Например, в
Бугурусланском уезде этим ремеслом занимались в
селе Старые Сосны. Были развиты среди мордвы
также кушачный промысел в Бузулукском уезде, в
селе Черемшанская крепость занимались
выделыванием кож на обувь и рукавицы. Много было
среди мордвы и портных, которые шили верхнюю
одежду. В центральных и северных уездах
Самарской губернии отдельные мордовские сёла
специализировались на изготовлении прялок,
деревянных кувшинов. Занималась мордва и
гончарным производством. В Ставропольском уезде
крестьяне некоторых мордовских сёл занимались
смолокурением и приготовлением древесного угля.
Особенно этот промысел был развит в селах
Курумоч и Старая Бинарадка. Если смола сбывалась
лишь в окрестных деревнях, то уголь продавали как
в Самаре, так и в окрестных губерниях: Казанской и
Симбирской. Мордовские сёла, расположенные близ
городов, специализировались также на заготовке
дров для топлива. В Бузулукском уезде многие
мордовские крестьяне делали кирпич, а в
Бугурусланском жгли известь.
Наряду с местными промыслами имели место и
отхожие, то есть те, которыми люди занимались не в
своих родных селениях, а в других местах. Но
отхожие промыслы были развиты у самарской мордвы
гораздо меньше, чем местные. Отхожие промыслы
были связаны с земледелием: многие бедные
крестьяне нанимались на различные полевые
работы к богатым хозяевам и помещикам: в пахари,
жнецы, косцы и т.п.
Ещё одним важным промыслом был извозный, когда
крестьянин нанимался со своей лошадью
перевозить какой-либо груз. Особенно этот
промысел получил распространение во второй
половине XIX века, когда стала развиваться
торговля. Очень был развит извоз хлеба, рыбы, соли.
Жители некоторых мордовских селений осенью
отправлялись в соседние сёла для стрижки шерсти.
Надо отметить, что, в отличие от мордовского
населения правобережных губерний. у самарской
мордвы были слабо развиты деревообрабатывающие
промыслы (бондарный, колёсный, изготовление
повозок, рогож и т.п.), в южных уездах из-за
отсутствия лесов их вообще не было. Также лишь
незначительное количество мордвы занималось
обработкой железа.
Социальный институт
Основная хозяйственная ячейка мордвы - большая
патриархальная семья.
Фольклор:
Орнамент
Приметы
Песни и танцы
С обрядами мордвы тесно связана её обрядовая
поэзия, которая является одной из составляющих
устно-поэтического творчества. В обрядовой
поэзии выделяются календарные и некалендарные
жанры.
Календарная обрядовая поэзия: заклинания,
заговоры (озлома), молитвы (ознома, пазморо),
различные песни - исполнялась в определённое
время года, во время тех или иных сезонных
праздников. Так, в зимний период в обрядовых
песнях, а также колядках и тауйсяях, исполняемых
во время обхода дворов на Рождество и перед Новым
годом, высказывались пожелания на предстоящий
год о благополучии, рождении детей, преумножении
скота и т.п. Весенние песни, исполняемые на
Масленицу (ивавань морот), в дни Великого поста (вийанамат
- у мокши, уянамат - у эрзи), в Вербное
воскресенье (вербама морот), посвящались призыву
весны, тепла и солнца, воспеванию труда и любви.
Некоторые из них высмеивали недостатки
конкретных людей: лень, трусость, неряшливость и
т.п.
К этим песням примыкают троицкие, которые
посвящались проводам весны. Летом в основном
исполнялись заклинания, обращённые к предкам и
божествам, в которых просили хорошей погоды,
богатого урожая и здоровья. Осенью исполнялись
благодарственные молитвы божествам за то, что
они даровали людям урожай. Некалендарные жанры
обрядовой поэзии мордвы исполнялись на семейных
торжествах и событиях.
Богата свадебная поэзия. Во время свадебного
ритуала исполнялись причитания (аварьфнемат - у
мокши, урнимат - у эрзи) невестой, её матерью,
родственницами и подругами. В песнях-величаниях
восхваляли молодых, родню жениха и невесты.
Звучали и корильные песни (паряфтнемат - у мокши,
парявтнемат - у эрзи). В песнях свахи (свахань
морот) давалась характеристика поезжанам, жениху
и невесте. Исполнялись во время свадьбы и
различные заклинания, обращённые к божествам и
умершим предкам, в них содержалась просьба
оказать покровительство молодой семье.
Большим своеобразием отличаются причитания,
служащие для выражения горя. Они исполнялись во
время похорон, проводов в солдаты, во время
трагических случаев или всенародных бедствий.
Среди произведений необрядового характера можно
выделить семейно-бытовые песни, в которых
давалось изображение каких-то трудовых
процессов, К ним примыкают песни о любви. Много
песен посвящено тяжёлой судьбе рекрутов и солдат,
передающих переживания солдата и его близких,
они обычно кончаются описанием смерти главного
героя. Подобная же картина давалась и в песнях об
отходниках и переселенцах. Уход из села в них
объяснялся желанием найти счастливую землю. В
песнях о разбойниках даётся не описание их
удалых дел, а осуждение. В мордовских песнях
разбойники выступали как богачи, нажившие свое
состояние за счёт убийства других людей.
Декоративное творчество
Народное искусство мордвы имеет давние
традиции. Оно получило яркое воплощение в
ювелирном искусстве, вышивке, шитье бисером,
изготовлении украшений и др. Произведения
ювелирного искусства мордвы известны нам по
памятникам I-XV веков. Украшения выполнены из
сплавов меди, реже золота.
В I тысячелетии нашей эры ювелирное искусство
было женским делом. Начиная со II тысячелетия оно
переходит в руки мужчин. Мордовские ювелиры
владели различными техническими приёмами.
Наиболее древним видом обработки металла было
литьё. В этой технике исполнялись ажурные
застёжки с круглым щитком, с лапчатыми
подвесками и с выступающими стилизованными
конскими головами, различные привески, поясные
бляшки, ажурные перстни. Одним из наиболее
распространённых приёмов была ковка. Она
применялась при изготовлении браслетов, шейных
украшений - гривн, пряжек.
Чеканкой ювелиры пользовались в основном в её
простых формах. Это был узор в виде маленьких
кружочков, идущий по краю подвесок, нагрудных
блях и застёжек. Разновидностью ювелирного
искусства было производство медной или железной
проволоки. Из неё делали иголки, рыболовные
крючки, кольца для кольчужниц, а также височные
кольца и цепочки. Кроме того, из бронзовой
проволоки изготовляли браслеты, шейные гривны.
Мелкие детали: украшения для конской сбруи, для
пояса - штамповали.
Ювелирные изделия орнаментировались эмалью,
инкрустировались золотом, украшались зернью.
Декоративная резьба по дереву также является
традиционным видом народного творчества мордвы.
Издревле резьбой покрывались предметы
повседневного быта: прялки, свадебные сундуки,
ткацкие станки, солонки.
Наиболее распространёнными способами нанесения
орнамента были резьба контурная и трёхгранно-выемчатая.
Орнамент резьбы в основном геометрический:
полосы, ёлочки, треугольники, зигзаги, круглые
розетки и др.
На свадебных сундуках имеются изображения
орудий труда, украшений, человеческих фигур.
Среди орнаментальных мотивов преобладали
бордюры из треугольников, зигзагов, ромбов и
других простейших элементов. Розетки из ромбов и
кругов с радиально расходящимися лучами
применялись для оформления декоративных центров.
Большинство узоров выдалбливалось.
С середины XIX века в среднем Посурье, а также в
северных районах расселения мордвы получает
распространение глухая резьба с растительными
орнаментами: виноградных лоз, цветочных розеток,
а также с фигурами птиц и зверей.
В начале ХХ века появляется у мордвы накладная и
пропильная, или ажурная, резьба. Значительное
развитие у мордвы получила и скульптурная резьба.
Самыми распространённым мотивом в ней была
фигура коня или конская голова, а также
изображение утки.
Ярким и самобытным явлением народного
творчества мордвы является вышивка, которая была
основным украшением традиционной одежды. Для
вышивания применялись шерстяные, реже - шёлковые
и бумажные нитки преимущественно красно-кирпичного,
чёрного или тёмно-синего цветов.
Исполнялась вышивка без предварительного
нанесения рисунка, по счёту ниток. Для вышивания
использовался специальный крючок-кечказ.
Эрзянки вышивали на лицевой стороне холста, а
мокшанки в основном - с обратной стороны. Для
эрзянской вышивки характерна большая
декоративность и монументальность, рельефность.
Большие массивы вышивки выполняются сплошным
заполнением площади крупными орнаментальными
фигурами. Цветовая гамма её довольно сдержанна.
Два основных цвета дополняются лишь зелёным и
жёлтым.
Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение
площадей встречается реже. Цветовая гамма её
богаче. Наиболее характерным элементом
орнамента является ромб с продлёнными сторонами.
Широко распространён у мордвы и мотив
восьмиугольной звезды. Большая часть узоров
располагается по косой сетке, но применялись
также бордюры и розетки.
Значительное место в народном искусстве мордвы
занимало шитье бисером. Бисер широко применялся
для отделки одежды, из него изготовлялись
различные украшения. Его нашивали на холст, кожу
или нанизывали на нитку, проволоку и т.п. Мордва-эрзя
использовала бисер в основном как отделочный
материал. Она применяла бисер красного, белого,
жёлтого и чёрного цветов. Мокша из бисера
изготовляла нагрудные и шейные украшения.
Цветовая гамма мокшанских украшений из бисера
была очень разнообразной: голубая, синяя, белая,
розовая, зелёная, золотистая и др.
Орнамент бисерных украшений был схож с
орнаментом вышивки: ромбы, косые кресты, зигзаги.
Иногда бисер просто нашивался горизонтальными
рядами. Широко а мордовском костюме применялись
бисерные кисти в качестве накосников, височных
подвесок и т.д. Занималась мордва и узорным
ткачеством. В основном узорные ткани
употреблялись для отделки. Ими украшались концы
поясных и головных полотенец, головные уборы и
плечевая одежда.
Состав орнаментальных мотивов узорного тканья
был геометрическим: зигзаги, ёлочки, косые кресты,
ромбы, клетка. У мокши было распространено
художественное вязание. Простым геометрическим
орнаментом украшались наколенники, связанные из
чёрной и белой шерсти. Плоскость наколенника
делилась горизонтальными чёрными полосами на
зоны, в которых в шахматном порядке
располагались квадраты, ёлочки и другие узоры.
Аппликация применялась лишь у некоторых групп
мордвы. Она заполнялась на рубахах, верхней
распашной одежде, нагрудных и поясных украшениях.
Материалом для накладных узоров служили
бумажные и шёлковые ткани, полоски золотого
шитья, сукно, тесьма, кожа. Аппликация из шёлковых
и бумажных тканей в виде узких полос заменяла во
многих случаях вышивку, например, на подоле
мокшанских рубах или по стану эрзянской
распашной одежды восточных районов Мордовии или
ряда сёл Пензенской области. Аппликация была
единственным средством декора шубейки (Шубейка -
безрукавка из холста отороченная мехом, бытовала
у теньгушевской группы эрзи-шокши) эрзи
Теньгушевского района Республики Мордовия.
Применялась аппликация и у терюхан (терюхане -
этнотерриториальная группа мордвы, жившая до
начала XX века в Терюшевской волости
Нижегородской губернии, была ассимилирована
русскими). На сермягах (сермяга - верхняя одежда
из сукна у всех групп мордвы) применялись
накладные узоры из сукна и кожи. Шубы из жёлтых
овчин также украшались рядами зигзагообразных
узоров, заключённых между параллельными
полосами.
Праздники и обряды
Основной составной частью духовной культуры
мордвы являются народные обряды, объединяющие
элементы устно-поэтического творчества,
драматического, декоративно-прикладного
искусства. Они подразделяются на сезонные,
связанные с традиционными занятиями (земледелием,
скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные,
свадебные, похоронные и поминальные), церковные.
В обрядах мордвы постепенно произошло
переплетение языческих и христианских элементов.
Одним из важнейших событий жизни любого человека,
его ближнего окружения, является создание семьи.
Это событие сопровождалось разнообразными
обрядами.
Свадебные обряды в основном были одинаковы у
этнических и территориальных групп мордвы, хотя
имеется ряд специфических обрядовых компонентов.
Вплоть до начала ХХ века наряду с оформлением
брака по полному свадебному обряду имели место
брак умыканием и так называемые свадьбы "самохотки"
или "самокрутки", когда молодые люди тайно
от родителей или с их молчаливого согласия
заключали брак между собой. Родители молодых шли
на такой шаг, чтобы избежать больших расходов,
требующихся на свадьбу.
Разнообразными обрядами сопровождалось
появление ребёнка и его первые недели жизни.
Основной их смысл заключался в стремлении
обеспечить безопасность новорожденного и
роженицы, приобщить нового члена семьи к
правилам соответствующего бытового уклада.
Обряды детского цикла совершались обычно
близкими родственниками ребёнка: матерью,
бабушкой, крёстными родителями, а в первые дни
его появления на свет - повитухой. Самыми
опасными для здоровья матери и ребенка считались
предродовые и первые послеродовые месяцы,
поэтому этот период был насыщен множеством
охранительных обрядов, а также ограничений и
запретов для роженицы.
Большую роль в борьбе с нечистой силой
отводилось огню, воде, железным предметам, а
также некоторым растениям. После рождения
ребёнка проводились также различные моления и
обрядовые действия, которые должны были
обеспечить новорожденному долгую, счастливую
жизнь: выбор ребёнку имени, представление его
членам родового коллектива, крещение. Отмечались
и другие важные моменты в жизни детей: появление
первого зуба, первые шаги ребёнка, первая стрижка
волос и т.д. Для похоронных и поминальных обрядов
мордвы характерно сочетание норм православия и
дохристианских представлений о смерти и
загробном существовании. Смерть представлялась
переходом в иной мир, где люди трудились,
заводили семью, веселились.
Судьба умершего в загробном мире по
представлениям мордвы зависела от выполнения
над его телом необходимых обрядов. Неотъемлемой
частью традиционной культуры мордвы были также
обряды, связанные с её хозяйственной
деятельностью. Основной их целью было достижение
плодородия, а также оберега животных и людей от
болезней и других неприятностей. Эти обряды
приурочивались к определённым календарным
срокам: зимнему и летнему солнцестоянию, началу
или завершению каких-то полевых работ, первому
выгону скота на пастбище, началу сбора мёда и т.п.
В эти сроки, как правило, устраивались моления
языческим или позднее христианским божествам,
приносились им жертвы, поклонялись также и духам
предков, выступавшим как податели плодородия.
Во время празднеств наблюдалось также много
игровых моментов: ряжение, пляски и песни.
В ритуальных трапезах применялись различные
символы плодородия: зерно, хлеб, обилие мучных
блюд (блинов, лепёшек, пирогов).
Использовались и другие элементы:
растительность, сельскохозяйственные орудия
труда, первые плоды, которые жертвовались
языческим богам, а впоследствии христианским
святым.
Мордва полагали, что их божества могли быть как
добрыми, так и злыми. Чтобы привлечь к себе их
благоволение, им приносились жертвы. В связи с
этим возникли различные религиозно-магические
церемонии, обряды, семейные и общественные
моления - "озксы" (от слова "ознома" -
молиться). По мере их усложнения постепенно
выделялись избранные люди, исполнявшие роль
жрецов: "возатя" - у мокши, "озатя" - у
эрзи.
Значительную роль отводила мордва и умершим
предкам. Они считались покровителями своих
сородичей. К ним обращались с молитвами во время
различных бедствий: мора скота, болезней людей и
т.п. До сих пор во многих мордовских селениях во
время засухи старые люди ходят молиться на
кладбище, прося предков посодействовать этой
беде. С ними "советовались" перед каждым
важным делом: перед свадьбой, куплей или продажей
дома, скота и т.п. Верили, что, разгневавшись,
предки могли наслать болезни, неурожай и другие
несчастья. Поэтому им, как и божествам, приносили
жертвы, устраивали в их честь специальные
поминальные дни.
Мифы и предания
Мифы двух групп мордвы - эрзи и мокши - в целом
близки. По-разному именуются некоторые боги и
герои. Так, у мокши верховный бог-творец носит имя
Шкай (<Творец>), Шкай-пас, Шкабаваз (пас или паз -
<бог>), Вярдя-Шкай.
У эрзи он именуется родственным именем Нишке (от
ни - <великий> и шке - <творец>), Чи-паз или Чам-паз
(<Высший бог>).
Как Бог и Шайтан творили мир
(миф о творении мира)
Когда на свете не было ничего, кроме воды, Чам-паз
плыл на камне по океану. Он размышлял о том, как
ему сотворить мир, чтобы им управлять. Бог
посетовал, что нет у него ни брата, ни товарища, с
которым он мог бы посоветоваться о деле творения,
и с досады плюнул в море. Тут он увидел, что слюна
превратилась в какой-то бугор, плывущий за ним.
Бог ударил бугор волшебным жезлом, чтобы
уничтожить его, но оттуда выскочил Шайтан. Он и
напросился к Богу в братья и товарищи. Чам-паз
обрадовался нежданному товарищу и, хотя и
отказался признать в нём брата, стал спрашивать
Шайтана, как достать землю. Тот не знал, как
поступить, мудрый же Чам-паз велел ему нырять на
дно океана и достать песку, да при этом помянуть
его - божье - имя.
Шайтан дважды нырял на дно, но вместо имени Чам-паза
произносил своё, поэтому песок его обжигал. На
третий раз бог пригрозил Шайтану, что если он не
помянет божьего имени, песок сожжёт его совсем.
Испуганный Шайтан набрал в рот песку и вынырнул,
да отдал Чам-пазу не весь песок, желая сотворить
собственную землю.
Между тем бог стал посыпать песком море, и земля
стала разрастаться на водах. Стала расти и
утаённая земля во рту у Шайтана, да так, что
голова его раздулась в огромную гору, а сам
неудачливый творец завопил от боли.
Пришлось Чам-пазу ударить Шайтана жезлом по
голове, чтобы тот смог выплюнуть песок и
исцелиться. Этот песок с такой силой
низвергнулся на ещё нетвёрдую землю, что в ней
появились ямы и овраги, а выплюнутый песок взял
да и обратился в холмы и горы.
Шайтан принялся вредить богу во всех делах
творения, и Чам-пазу пришлось всё исправлять. На
чистый небосвод Шайтан напустил тёмные тучи, но
бог вложил в них плодородный дождь. На гладкую
поверхность вод Шайтан выпустил ветры, но бог
построил лодку, сшил парус - так люди научились
судостроению. В горы бог поместил драгоценные
металлы и камни, а из накиданных Шайтаном камней
научил людей делать мельничные жернова. Овраги
он наполнил водой, и оттуда потекли речки.
Чам-паз засадил землю прекрасными деревьями, но
Шайтан создал бурю и повалил их. Расчищенные от
деревьев места бог превратил в пашни и луга,
научив людей землепашеству и сенокошению.
Наконец, Чам-паз проклял Шайтана за злобу и
гордыню и навсегда заточил его под дно морское,
чтобы он вечно мучился там от пламени.
Затем Чам-паз создал себе истинную помощницу -
богиню плодородия Анге-патяй.
Согласно преданиям мокши, Шкай, также лишившийся
помощника, создал некоего Солтана (Султана),
почитаемого на земле как Султан-Керемет, по
другим мифам - богиню плодородия Нороваву.
Однажды она не поспела вовремя на небо, потому
что раздавала хлеб голодным. Дело было в пятницу,
и Шкай чуть не поднял её за это на солнце в своё
жилище. Женщина спаслась только благодаря тому,
что бог пожалел её детей.
Источники:
- Историко-культурный атлас Республики Коми.-
Москва, 1997.
- Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. - М., 2005.
- Сородичи по языку. - Будапешт, 2000.
- Uurali keelte sonastik. - Tallinn, 2004.
- Финно-угорские и самодийские народы России:
Статистический сборник. - Сыктывкар, 2006.
- www.mordva.ru
- www.russia.rin.ru
|