На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Коми-пермяки

Происхождение этнонима

Этноним "пермяки" произошёл от летописного термина "Пермь" (Прикамье в русских летописях называлось Пермью Великой).

Места проживания

Коми-пермяки проживают в Коми-Пермяцком округе Пермского края.

Историческая справка

Предки коми-пермяков обитали в бассейнах средних и верхних течений реки Камы. Поблизости, в бассейне реки Вятки, жили предки удмуртов, с которыми они составляли так называемую пермскую языковую общность. После её распада и выделения удмуртов предки коми-пермяков ещё некоторое время представляли один народ, живший в Прикамье.

Со второй половины _ тысячелетия нашей эры часть их переселилась из верхнего Прикамья в бассейн Вычегды. На новых местах они частично смешались с местным населением и образовали новое племенное объединение. Первое (предки коми) было известно в русских источниках под названием Перми Вычегодской, а второе (предки коми-пермяков) - под названием Перми Великой.

Статистические данные

По данным переписи 2002 года на территории Российской Федерации коми-пермяков проживает 125235 человек.

Религия

Коми-пермяки исповедуют православие.

Язык

Коми-пермяцкий язык относится к пермской подгруппе финно-угорской семьи языков. Число говорящих на коми-пермяцком языке составляет 131,2 тысячи человек (по переписи 1970 года).

Коми-пермяцкий язык является близкородственным языку коми. Выделяются 2 основных диалекта - северный и южный - и четыре наречия.

Литературный коми-пермяцкий язык сформировался после Октябрьской революции на базе кудымкарского диалекта.

Письменность

Краткий разговорник

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

У северных коми-пермяков распространён женский костюм с красным сарафаном и кокошником. Одежда на юге преимущественно из тканей тёмных расцветок. Праздничный сарафан шили из набойного холста. Обязательной принадлежностью женского костюма является фартук (будничный из пестряди, праздничный из белого холста с вышивкой по подолу).

Головной убор девушки - лента или девичья повязка (8-12 см. шириной и 30 см. длиной). Женский головной убор - самшура - представлял собой чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой или позументом.

Пояс - обязательный предмет как женского, так и мужского костюма.

Мужчины одевали рубахи-косоворотки с разрезом на левой стороне груди. Их носили навыпуск с поясом. Штаны, порты с широким шагом завершали костюм. Мужчины повсеместно носили шапки из овчины и колпаки из овечьей шерсти.

Обувь охотников и рыболовов представляли уледи и порубни, лапти с косым носком и на определённую ногу, бродни, бахилы, коты, ботинки (чарки).

Верхняя одежда - зипуны и понитки, зимой - шубы, тулупы, но в основном - гуньки (крытые тканью зипуны).

Необходимой частью гардероба являлись вязаные изделия - рукавицы и чулки.

Кухня

В традиционной пище коми-пермяков основное место занимали блюда из зерновых продуктов (хлеб из ржаной и ячневой муки, пироги, блины, шаньги, супы с ячневой крупой, различные каши) и картофеля.

Пельмени (по-коми-пермяцки "пельняни": "пель"-ухо, "нянь"- хлеб) с начинкой из мяса, грибов, редьки. Осенью заготавливали солёные и сушёные грибы, а также ягоды. Из традиционных напитков особенно распространены квас, гороховый или ягодный кисели, овсяная брага и пиво.

Поселения и жилища

Традиционные поселения коми-пермяков - небольшие деревни, починки, выселки, расположенные по берегам рек.

На севере - малодворные поселения с рядовой планировкой и монументальные высокие усадьбы со слитной связью жилища и двухъярусного двора. Крыши построек украшались зооморфной скульптурой.

На юге - тип усадьбы с пятистенком и открытым двором-оградой. Жилище возводилось с низким подклетом.

Планировка большинства изб сходна со среднерусской.

Занятия и промыслы

Важную роль в хозяйстве северных коми-пермяков играли охота, рыболовство, земледелие с перелогом и подсекой, животноводство.

На юге занимались обработкой сельскохозяйственной продукции, животноводством, причём наряду с коровами, лошадьми, овцами держали свиней и домашнюю птицу, что не было характерно для северных коми-пермяков.

Из домашних производств были распространены прядение и ткачество, гончарство, плетение из бересты.

Социальный институт

Фольклор:

Орнамент

Геометрический орнамент в виде вертикальных полос с геометрическими фигурами и другими элементами между ними. Отдельные элементы соединяются прямыми линиями, состоящими из последовательного ряда мелких точек. Линии образуют сплошную диагональную, прямоугольную или асимметричную сетку.
Распространён орнамент в виде кругов, полукругов, волнистых линий. В растительном орнаменте часто изображаются символы добра и счастья: цветы, ветки, птицы, круги солнца.

Приметы

В Васильев вечер облачно - к урожаю черники, брусники.
Грач прилетает за четыре недели до вскрытия рек.
Девушки считают журавлей: если число чётное - быть замужем, нечётное - ещё в девках посидеть.

Песни, танцы

Ядро коми-пермяцкого фольклора - похоронные и поминальные причитания (олляланнэз, причеттез). Для вокальной музыки существенным является различие собственно песенных и так называемых «непесенных» (сольно-импровизационных) жанров. Последние интонируются в стиле, близко к речевому: таковы колыбельные (эвйэтаннэз), детские прибаутки, присказки, приговорки, песни-сказки (сёрнитаннэз, тпрукэтаннэз), заклички (кораннэз-кытсаланнэз), а также особые песни-импровизации из живой практики.
Собственно песни (сьыланкыввэз, песняэз) преимущественно многоголосны.

Богаты традиции инструментального музицирования. Мелодии исполнялись на инструментах «сигудэке» и «пэлянах».

Декоративное творчество

Различная деревянная посуда и утварь: резная, долбленая, плетеная, сшивная, бондарная. Нарезной орнамент, выемчатая резьба, геометрическая резьба.
Посуда, сплетенная из прутьев ивы, черемухи, дранки.
Посуда, выполненная спиральным плетением из корней ели, сосны.
Мебель из дерева была проста, без дополнительных элементов украшения, но изредка на мебели изготовлялись элементы скульптурной, объемной и рельефной резьбы.
Украшением для берестяных изделий служила контурная прорезная резьба, тиснённый орнамент, швы или «замки».
Для украшения прялок, веретён, люльки применялась однотонная, сплошная раскраска коричневого или бордового цвета.
Различные бытовые предметы из дерева, ткани, меха украшались орнаментом.

Праздники и обряды

Традиционные праздники тесно связаны с православным календарём.

Обряды культа предков. Жители северных районов ходят на могилы «древних» с нагруженными корзинами и пестерями различной снедью и подарками в виде платков, полотенец, кусков ткани, поясков, денег.

Выделяется обычай гайнских старух справлять «пиканный день» в Дубраве (место, считаемое чудским).
Обряды, связанные с поклонением огню, воде, кулям (Куль - главный дух в стане враждебных сил).

Мифы и предания

Для коми-пермяцкого фольклора характерны эпические предания о чуди, о Пере-богатыре, Мизе и Кудым-Оше, рассказы о лешем, мифы о сотворении мира Еном и Кулем.

Как заяц Епу-охотника проучил

Жил-был охотник Епа: среди людей толкался да всё старался разбогатеть. Так бедно с женой жили, что раз в неделю обедали, а об ужине и не вспоминали. Всей одежды - одна на двоих: если Епа оденется, то Епиха на печке сидит; если Епиха в люди выйдет, Епа дома сидит.
Всю жизнь Епа лес мерил, чащу кроил, лапти и одежду переводил. Удастся - куницу возьмёт или рябчика подстрелит, не удастся - зря ноги помнёт.
Взял однажды Епа ружьишко своё да и подался в осинник на зайцев. Весь день бродил, ногам покоя не давал. Но зря: и мышь не встретил. Не повезло, значит. А не повезёт, так и с харчами с голоду пропадёшь.
Только повернул лыжи обратно - на охотника заяц налетел, чуть лбами не стукнулись.
Вскинул Епа ружьишко, курок взвёл и уже на прицел зайца взял, а тот вдруг заговорил:
-Не спеши, Епа! Убить всегда успеешь, а доброго совета не всегда услышишь.
У Епы глаза на лоб: до старости дожил, а чтобы косые людей учили - сроду не слыхивал.
Длинноухий тем временем сел на пенёк, нога на ногу, и опять говорит:
- Когда убьёшь меня, делай так. Сними осторожненько шкуру, высуши её и купцу продай. На вырученные деньги козлёнка купи. Вырастет - двух козлят принесёт:
Слушает Епа, рот раскрыл и уши развесил, а ружьишко дулом в снег воткнул. «Вот где, - думает, - счастье-то привалило: и молочко будет, и деньжат заработаю».
А косой, будто у тёщи в гостях, сидит спокойно и продолжает:
- Купишь поросёнка, свинью вырастишь, свинья опоросится, продай поросят купцу - купи тёлку. Вырастет тёлочка, коровой станет, бычка тебе принесёт. Откормишь бычка и на лошадку променяешь:
Вскружилась Епина голова от такого богатства, не до зайца стало. Совсем наяву видит Епа, как он на сивом в яблоках рысаке гарцует! На пригорке собственный двухэтажный дом стоит. Заходит Епа в горницу, жена тёплую хмельную брагу подаёт, на стол тарелку с мясным супом ставит, режет большую пшеничную ковригу. Привёз Епа дорогие подарки своей хозяйке - кумачовую кофту и сарафан из синего кашемира:
- Ладно, - сказал Епа, - ужо пристрелю зайчишку:
Глядь, а перед ним только пенёк торчит, на котором длинноухий сидел.
Ускакал заяц и всё Епино богатство с собой унёс.

 

Источники:

  1. Заветный клад: Избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия (перевод с коми-пермяцкого и сост. В.Климова); 2-еиздание. - Кудымкар, 2007.
  2. Историко-культурный атлас Республики Коми. - Москва, 1997.
  3. Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков: Справочное издание. - Кудымкар, 2000.
  4. Uurali keelte sonastik. - Tallinn, 2004.
  5. «Финно-угорские и самодийские народы России» статистический сборник. -Сыктывкар, 2006 .
  6. www.russia.rin.ru




Календарь праздников
13
января
2024











Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]