Искусство вышивки - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре народа мари. Это типичный вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. Вышивке как самому распространённому и специфическому виду творческой деятельности марийских женщин по праву принадлежит ведущее место в декоре народного костюма.
Вышивка обогащает эмоционально и говорит о возможностях человека преобразовывать обычный материал в уникальное произведение искусства. Колорит одежды, обилие вышитых узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях марийского народа, о его понимании красоты и гармонии. Орнаментация, композиция, цветовые сочетания, ритм рисунка говорят о глубинном, длительном развитии эстетических взглядов народа в различные исторические периоды.
Поскольку одежда связана с бытом народа, с его обычаями и обрядами, вышивка, украшавшая её, отражает и этническую историю, этнокультурные связи с другими народами. А самое главное - свидетельствует, что вышивка формировалась в недрах местной локальной культуры и сохранила до настоящего времени традиционные техники и приёмы исполнения, орнаментальные узоры и украшения.
Маритÿр (марийская вышивка) дорога нам прежде всего как проявление национальной культуры, традиций и особенностей, которые определяют неповторимый облик народного декоративного искусства республики. Именно в этом виде народного творчества наиболее отчётливо проявилась высокая художественная одарённость марийского народа.
Обращение к марийской вышивке представляет интерес для народа и сегодня. В каждом районе сохранились изготовленные в прошлом и давно вышедшие из употребления вышитые изделия. Одни бережно сохраняют их как память о своих предках, другие пользуются ими на национальных праздниках, смотрах художественной самодеятельности, в выступлениях профессиональных художественных коллективов и фольклорно-этнографических ансамблей, на концертах и в современном моделировании.
Известно, что вышивка является широко распространённым видом декоративно-прикладного искусства. Узор и изображение выполняются вручную с помощью иглы или посредством вышивальной машины на различных тканях разной структуры цветными или бесцветными нитками, в различных техниках. У марийцев вышивку выполняли на белом (холщовом, льняном) полотне тонко спрядёнными шерстяными нитками домашнего крашения или покупными хлопчатобумажными и шёлковыми нитками. Узор выполняли без всяких вспомогательных средств (канвы или предварительно начерченного на ткани рисунка), по отсчёту нитей основы ткани.
Если вышивка была двусторонней, то её выполняли всегда с изнанки полотна, шов вёлся обычно слева направо. Вышивку применяли для отделки деталей женской и мужской, детской одежды. Она украшала женские головные уборы, свадебные покрывала и платки, поясные и декоративные полотенца, другие ритуальные предметы.
Технические приёмы исполнения (косая стёжка, счётная гладь, набор, косая гладь и др.) предопределили стиль вышивки, расположение самого орнаментального мотива и узора в целом.
Символ, орнаментальный знак (тамга), является специфическим признаком марийской вышивки.
Каждой этнической группе присуща своя орнаментация одежды, несмотря на то, что определённые схемы, представляющие локальные разновидности декора одежды, имеют общие особенности композиционных приёмов, цветовой гаммы и техники исполнения.
На протяжении многих веков марийские женщины украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые можно назвать подлинными произведениями народного мастерства. Вышивка являлась определяющей для каждой этнической группы, указывала на возрастную и социальную принадлежность её владельца. Уже с шестилетнего возраста девочку начинали обучать искусству вышивания. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и заниматься изготовлением свадебных принадлежностей невесты, готовить приданое.
Взрослые мастерицы передавали свое умение подрастающему поколению непосредственно при общении "мастер-ученик", используя личный опыт и наглядный пример в индивидуальном порядке. Таким образом передавалась сложная, многообразная техника вышивания, происходило философское осмысление орнамента вышивки в течение нескольких столетий.
Богатством орнаментации отличалась одежда женщин до 40 лет. Особенно много вышивки располагалось в области груди, с целью охраны женщины-матери - продолжательницы рода.
Был развит кустарный промысел по производству несложных металлических украшений: блёсток, колец, браслетов и застёжек-сюльгам.
Получила развитие выделка овчины. Овчины красились в красноватый и чёрный цвета.
Статья "Любишь мужа - вышей ему оберег" (Газета "Марийская правда" (Республика Марий Эл) от 19 января 2010 года)
Назад в раздел