Народное искусство мордвы имеет давние традиции. Оно получило яркое воплощение в ювелирном искусстве, вышивке, шитье бисером, изготовлении украшений и др. Произведения ювелирного искусства мордвы известны нам по памятникам I-XV веков. Украшения выполнены из сплавов меди, реже золота.
В I тысячелетии новой эры ювелирное искусство было женским делом. Начиная со II тысячелетия оно переходит в руки мужчин. Мордовские ювелиры владели различными техническими приёмами. Наиболее древним видом обработки металла было литьё. В этой технике исполнялись ажурные застёжки с круглым щитком, с лапчатыми подвесками и с выступающими стилизованными конскими головами, различные привески, поясные бляшки, ажурные перстни. Одним из наиболее распространённых приёмов была ковка. Она применялась при изготовлении браслетов, шейных украшений - гривн, пряжек.
Чеканкой ювелиры пользовались в основном в её простых формах. Это был узор в виде маленьких кружочков, идущий по краю подвесок, нагрудных блях и застёжек. Разновидностью ювелирного искусства было производство медной или железной проволоки. Из неё делали иголки, рыболовные крючки, кольца для кольчужниц, а также височные кольца и цепочки. Кроме того, из бронзовой проволоки изготовляли браслеты, шейные гривны. Мелкие детали: украшения для конской сбруи, для пояса - штамповали.
Ювелирные изделия орнаментировались эмалью, инкрустировались золотом, украшались зернью. Декоративная резьба по дереву также является традиционным видом народного творчества мордвы. Издревле резьбой покрывались предметы повседневного быта: прялки, свадебные сундуки, ткацкие станки, солонки.
Наиболее распространёнными способами нанесения орнамента были резьба контурная и трёхгранно-выемчатая. Орнамент резьбы в основном геометрический: полосы, ёлочки, треугольники, зигзаги, круглые розетки и др.
На свадебных сундуках имеются изображения орудий труда, украшений, человеческих фигур.
Среди орнаментальных мотивов преобладали бордюры из треугольников, зигзагов, ромбов и других простейших элементов. Розетки из ромбов и кругов с радиально расходящимися лучами применялись для оформления декоративных центров. Большинство узоров выдалбливалось.
С середины XIX века в среднем Посурье, а также в северных районах расселения мордвы получает распространение глухая резьба с растительными орнаментами: изображениями виноградных лоз, цветочных розеток, а также с фигурами птиц и зверей.
В начале ХХ века появляется у мордвы накладная и пропильная, или ажурная, резьба. Значительное развитие у мордвы получила и скульптурная резьба. Самым распространённым мотивом в ней была фигура коня или конская голова, а также изображение утки.
Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Для вышивания применялись шерстяные, реже - шёлковые и бумажные нитки преимущественно красно-кирпичного, чёрного или тёмно-синего цветов.
Исполнялась вышивка без предварительного нанесения рисунка, по счёту ниток. Для вышивания использовался специальный крючок-кечказ. Эрзянки вышивали на лицевой стороне холста, а мокшанки в основном - с обратной стороны. Для эрзянской вышивки характерна большая декоративность, монументальность и рельефность. Большие массивы вышивки выполнялись сплошным заполнением площади крупными орнаментальными фигурами. Цветовая гамма её довольно сдержана. Два основных цвета дополнялись лишь зелёным и жёлтым.
Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма её богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продлёнными сторонами. Широко распространён у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки.
Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитьё бисером. Бисер широко применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения. Его нашивали на холст, кожу или нанизывали на нитку, проволоку и т.п. Мордва-эрзя использовала бисер в основном как отделочный материал. Она применяла бисер красного, белого, жёлтого и чёрного цветов. Мокша из бисера изготовляла нагрудные и шейные украшения. Цветовая гамма мокшанских украшений из бисера была очень разнообразной: голубая, синяя, белая, розовая, зелёная, золотистая и др.
Орнамент бисерных украшений был схож с орнаментом вышивки: ромбы, косые кресты, зигзаги. Иногда бисер просто нашивался горизонтальными рядами. Широко в мордовском костюме применялись бисерные кисти в качестве накосников, височных подвесок и т.д.
Занималась мордва и узорным ткачеством. В основном, узорные ткани употреблялись для отделки. Ими украшались концы поясных и головных полотенец, головные уборы и плечевая одежда.
Состав орнаментальных мотивов узорного тканья был геометрическим: зигзаги, ёлочки, косые кресты, ромбы, клетка. У мокши было распространено художественное вязание. Простым геометрическим орнаментом украшались наколенники, связанные из чёрной и белой шерсти. Плоскость наколенника делилась горизонтальными чёрными полосами на зоны, в которых в шахматном порядке располагались квадраты, ёлочки и другие узоры.
Аппликация применялась лишь у некоторых групп мордвы. Она заполнялась на рубахах, верхней распашной одежде, нагрудных и поясных украшениях. Материалом для накладных узоров служили бумажные и шёлковые ткани, полоски золотого шитья, сукно, тесьма, кожа.
Аппликация из шёлковых и бумажных тканей в виде узких полос заменяла во многих случаях вышивку, например, на подоле мокшанских рубах или по стану эрзянской распашной одежды восточных районов Мордовии или ряда сёл Пензенской области. Аппликация была единственным средством декора шубейки (шубейка - безрукавка из холста, отороченная мехом, бытовала у теньгушевской группы эрзи-шокши) эрзи Теньгушевского района Республики Мордовия. Применялась аппликация и у терюхан (терюхане - этнотерриториальная группа мордвы, жившая до начала XX века в Терюшевской волости Нижегородской губернии, была ассимилирована русскими).
На сермягах (сермяга - верхняя одежда из сукна у всех групп мордвы) применялись накладные узоры из сукна и кожи. Шубы из жёлтых овчин также украшались рядами зигзагообразных узоров, заключённых между параллельными полосами.
Назад в раздел