Основной составной частью духовной культуры мордвы являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества, драматического, декоративно-прикладного искусства. Они подразделяются на сезонные, связанные с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.
В обрядах мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов. Одним из важнейших событий жизни любого человека, его ближнего окружения, является создание семьи. Это событие сопровождалось разнообразными обрядами.
Свадебные обряды в основном были одинаковы у этнических и территориальных групп мордвы, хотя имеется ряд специфических обрядовых компонентов. Вплоть до начала ХХ века наряду с оформлением брака по полному свадебному обряду имели место брак умыканием и так называемые свадьбы "самохотки" или "самокрутки", когда молодые люди тайно от родителей или с их молчаливого согласия заключали брак между собой. Родители молодых шли на такой шаг, чтобы избежать больших расходов, требующихся на свадьбу.
Разнообразными обрядами сопровождалось появление ребёнка и его первые недели жизни. Основной их смысл заключался в стремлении обеспечить безопасность новорожденного и роженицы, приобщить нового члена семьи к правилам соответствующего бытового уклада.
Обряды детского цикла совершались обычно близкими родственниками ребёнка: матерью, бабушкой, крёстными родителями, а в первые дни его появления на свет - повитухой. Самыми опасными для здоровья матери и ребёнка считались предродовые и первые послеродовые месяцы, поэтому этот период был насыщен множеством охранительных обрядов, а также ограничений и запретов для роженицы.
Большая роль в борьбе с нечистой силой отводилась огню, воде, железным предметам, а также некоторым растениям. После рождения ребёнка проводились различные моления и обрядовые действия, которые должны были обеспечить новорождённому долгую, счастливую жизнь: выбор ребёнку имени, представление его членам родового коллектива, крещение. Отмечались и другие важные моменты в жизни детей: появление первого зуба, первые шаги ребёнка, первая стрижка волос и т.д. Для похоронных и поминальных обрядов мордвы характерно сочетание норм православия и дохристианских представлений о смерти и загробном существовании. Смерть представлялась переходом в иной мир, где люди трудились, заводили семью, веселились.
Судьба умершего, по представлениям мордвы, в загробном мире зависела от выполнения над его телом необходимых обрядов. Неотъемлемой частью традиционной культуры мордвы были также обряды, связанные с её хозяйственной деятельностью. Основной их целью было достижение плодородия, оберега животных и людей от болезней и других неприятностей. Эти обряды приурочивались к определённым календарным срокам: зимнему и летнему солнцестоянию, началу или завершению каких-то полевых работ, первому выгону скота на пастбище, началу сбора мёда и т.п. В эти сроки, как правило, устраивались моления языческим божествам или позднее христианским святым. Им приносились жертвы. Поклонялись также и духам предков, выступавшим подателями плодородия.
Во время празднеств было много игровых моментов: ряжение, пляски и песни.
В ритуальных трапезах применялись различные символы плодородия: зерно, хлеб, обилие мучных блюд (блинов, лепёшек, пирогов).
Использовались и другие элементы: растительность, сельскохозяйственные орудия труда, первые плоды, которые жертвовались языческим богам, а впоследствии - христианским святым.
Мордва полагала, что их божества могли быть как добрыми, так и злыми. Чтобы привлечь к себе их благоволение, им приносились жертвы. В связи с этим возникли различные религиозно-магические церемонии, обряды, семейные и общественные моления - "озксы" (от слова "ознома" - молиться). По мере их усложнения постепенно выделялись избранные люди, исполнявшие роль жрецов: "возатя" - у мокши, "озатя" - у эрзи.
Значительную роль отводила мордва умершим предкам. Они считались покровителями своих сородичей. К ним обращались с молитвами во время различных бедствий: мора скота, болезней людей и т.п. До сих пор во многих мордовских селениях во время засухи старые люди ходят молиться на кладбище, прося предков содействовать им в этой беде. С ними "советовались" перед каждым важным делом: перед свадьбой, куплей или продажей дома, скота и т.п. Верили, что, разгневавшись, предки могли наслать болезни, неурожай и другие несчастья. Поэтому им, как и божествам, приносили жертвы, устраивали в их честь специальные поминальные дни.
Назад в раздел