Мифы двух групп мордвы - эрзи и мокши - в целом близки. По-разному именуются некоторые боги и герои. Так, у мокши верховный бог-творец носит имя Шкай ("Творец"), Шкай-пас, Шкабаваз (пас или паз - "бог"), Вярдя-Шкай.
У эрзи он именуется родственным именем Нишке (от ни - "великий" и шке - "творец"), Чи-паз или Чам-паз ("Высший бог").
Один из мифологических персонажей - Тюштя. Он считался главой племен мокши и эрзи. В ранних фольклорных сюжетах Тюштя - положительный образ, в поздних - отрицательный. Он наделен магической силой. На лбу у него солнце, на затылке - светлый месяц, на концах волос - светящиеся звездочки. Тюштя красив, нарядно одет, строен. В других мифологических произведениях Тюштя сидит на белом коне, его помощники - вещий ворон с железным клювом, три ласточки, пчелиная матка, конь. Позднее этот образ из мифов перекочевал в эпические песни, сказки, в которых он предстает как руководитель, жрец и в то же время пахарь, воин.
Как Бог и Шайтан творили мир
(миф о творении мира)
Когда на свете не было ничего, кроме воды, Чам-паз плыл на камне по океану. Он размышлял о том, как ему сотворить мир, чтобы им управлять. Бог посетовал, что нет у него ни брата, ни товарища, с которым он мог бы посоветоваться о деле творения, и с досады плюнул в море. Тут он увидел, что слюна превратилась в какой-то бугор, плывущий за ним.
Бог ударил бугор волшебным жезлом, чтобы уничтожить его, но оттуда выскочил Шайтан. Он и напросился к Богу в братья и товарищи. Чам-паз обрадовался нежданному товарищу и, хотя и отказался признать в нём брата, стал спрашивать Шайтана, как достать землю. Тот не знал, как поступить, мудрый же Чам-паз велел ему нырять на дно океана и достать песку, да при этом помянуть его - божье - имя.
Шайтан дважды нырял на дно, но вместо имени Чам-паза произносил своё, поэтому песок его обжигал. На третий раз бог пригрозил Шайтану, что если он не помянет божьего имени, песок сожжёт его совсем. Испуганный Шайтан набрал в рот песку и вынырнул, да отдал Чам-пазу не весь песок, желая сотворить собственную землю.
Между тем, бог стал посыпать песком море, и земля стала разрастаться на водах. Стала расти и утаённая земля во рту у Шайтана, да так, что голова его раздулась в огромную гору, а сам неудачливый творец завопил от боли.
Пришлось Чам-пазу ударить Шайтана жезлом по голове, чтобы тот смог выплюнуть песок и исцелиться. Этот песок с такой силой низвергнулся на ещё нетвёрдую землю, что в ней появились ямы и овраги, а выплюнутый песок взял да и обратился в холмы и горы.
Шайтан принялся вредить богу во всех делах творения, и Чам-пазу пришлось всё исправлять. На чистый небосвод Шайтан напустил тёмные тучи, но бог вложил в них плодородный дождь. На гладкую поверхность вод Шайтан выпустил ветры, но бог построил лодку, сшил парус - так люди научились судостроению. В горы бог поместил драгоценные металлы и камни, а из накиданных Шайтаном камней научил людей делать мельничные жернова. Овраги он наполнил водой, и оттуда потекли речки.
Чам-паз засадил землю прекрасными деревьями, но Шайтан создал бурю и повалил их. Расчищенные от деревьев места бог превратил в пашни и луга, научив людей землепашеству и сенокошению. Наконец, Чам-паз проклял Шайтана за злобу и гордыню и навсегда заточил его под дно морское, чтобы он вечно мучился там от пламени.
Затем Чам-паз создал себе истинную помощницу - богиню плодородия Анге-патяй.
Согласно преданиям мокши, Шкай, также лишившийся помощника, создал некоего Солтана (Султана), почитаемого на земле как Султан-Керемет, по другим мифам - богиню плодородия Нороваву. Однажды она не поспела вовремя на небо, потому что раздавала хлеб голодным. Дело было в пятницу, и Шкай чуть не поднял её за это на солнце в своё жилище. Женщина спаслась только благодаря тому, что бог пожалел её детей.
Назад в раздел