О саамах писал Тацит (I век до нашей эры): эти люди счастливее тех, кто "вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за своё имущество".
Естествоиспытатель А.И. Кельсиев говорил, что "лопари - народ честный, добрый, услужливый, гостеприимный, весёлый, идеально кроткий в семейной жизни".
Для исследователей наибольшую загадку представляет происхождение саамов, поскольку саамский и прибалтийско-финские языки восходят к общему языку-основе, но антропологически саамы относятся к другому типу, чем прибалтийско-финские народы, имеющие балтийский тип. Для разрешения этого противоречия с XIX века было выдвинуто много гипотез. Саамский народ, вероятнее всего, происходит от пришедшего в земли Скандинавии в ранненеолитическую эпоху (после отступления ледяного покрова по завершении последнего ледникового периода) финно-угорского по своим корням населения археологической культуры комша. Предположительно в 1500—1000-х годах до новой эры начинается отделение протосаамов от единой общности носителей языка-основы, когда предки прибалтийских финнов под балтийским и позднее германским влиянием стали переходить к оседлому образу жизни, в то время как предки саамов на территории Карелии и Финляндии ассимилировали автохтонное население Фенноскандии. Саамский народ, по всей вероятности, образовался путём слияния многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетически различия между живущими на различных территориях этническими группам саамов. Генетические исследования последних лет выявили у современных саамов общие черты с потомками древнего населения Атлантического побережья ледникового периода — современных басков и берберов.
Саамский язык в последующие несколько тысячелетий контактировал с прибатийско-финскими языками, в первую очередь с финским, а затем со скандинавскими языками и с русским.
Предки кольских саамов, как предполагают исследователи, пришли на территорию Кольского полуострова в I тысячелетии до новой эры. В конце I - начале II тысячелетия новой эры область обитания саамов включала также Карелию, Приладожье, Прионежье, Белозерье, бассейн реки Северная Двина. В течение II тысячелетия новой эры обитавшие здесь группы саамского населения были ассимилированы предками вепсов, карел, русских или частично оттеснены на север. Из Южной Финляндии и Карелии саамы мигрировали всё дальше на север, спасаясь от распространяющейся финской и карельской колонизации. Вслед за мигрировавшими стадами диких северных оленей предки саамов, самое позднее в течение I тысячелетия новой эры., постепенно вышли к побережью Северного Ледовитого океана и добрались до территорий своего нынешнего проживания. Одновременно они начали переходить к разведению одомашненных северных оленей, но значительной степени этот процесс достигает только к XVI веку.
При составлении краткого очерка истории саамов следует упомянуть, что этот народ — дитя природы, долго сохранявший свои традиционный образ жизни, не создал огромной империи, не угнетал других народов, а жил своей жизнью, которая представляла собой постоянную борьбу с силами природы.
Их история в течение последних полутора тысячелетий представляет собой, с одной стороны, медленное отступление под натиском других народов, а с другой стороны, поскольку саамы не создали своего самостоятельного государства, является составной частью истории наций и народов, имеющих свою государственность (норвежцев, шведов, финнов, русских).
Греческий историк Пифей в 325 г. до новой эры, вероятно, упоминает их, когда пишет о живущем далеко на севере народе финнов (pinnai). В своём труде «Германия» (Germania) 98 год новой эры Тацит, говоря о народе фениев (finni), по всей видимости, описывает повседневную жизнь древних саамов и, не расточая особых похвал, изображает их весьма диким народом. В IX веке викинг Халогаланди Оттар упоминает о них в рассказе о Кольском полуострове (terjinns). В конце XII века датчанин Саксон Грамматик называет саамов искусными лучниками и лыжниками, а также магами и предсказателями. Первые сведения о саамах Кольского полуострова - «терфиннах» появляются в конце IX века.
Обложение саамов регулярной данью начинается в большей мере с IX века, когда норвежский конунг предоставил своим приближенным право собирать с саамов дань и торговать с ними. Помимо норвежцев, саамов облагали данью шведы, финны, карелы и русские. Часто бывало так, что за данью, с самого начала состоявшей из пушнины и рыбы приходили сразу несколько сборщиков. Безжалостное обложение данью, а также продвижение на север норвежских, шведских и финских крестьян оставляло саамам всё меньше земель, пригодных для ведения привычного им образа жизни и хозяйства, они уходили на ещё не обжитые территории. Шведский король уже в середине XIV века пообещал освободить от уплаты податей тех своих подданных, которые переселятся в Лапландию. То же самое повторилось во второй половине XVII веке при Карле XI.
Право собирать дань короли часто отдавали на откуп своим присным. В Швеции такой порядок был отменён при Густаве I Вазе, и, начиная с этого времени, налоги поступали непосредственно в государственную казну. Право собирать подати с саамов от карел сначала перешло к Новгороду, затем, с конца XV века, к Москве. Обложение данью Лапландии являлось международным вопросом, который фигурировал в мирных договорах по окончании войн.
Саамы, ставшие подданными Русского государства, с 1764 считались государственными крестьянами, но им вменялось в обязанность также содержать монастыри. После отмены крепостного права в 1861 году саамы часто становились жертвами торговцев и заимодавцев. Начиная со второй половины XIX века саамов в целях подкупа и обмана всё чаще спаивали алкоголем.
На территориях саамов, находившихся дальше к западу, начиная с 1840-х годов всё больше сторонников приобретало пуританское движение норвежского священника Л. Л. Лестаднуса, которое вплоть до наших дней пользуется большей популярностью в северных странах. В 1852 году группой саамов, выступивших требованием запретить продажу алкоголя, в норвежском городе Каутокенно был убит владелец лавки спиртных напитков и подожжены сама лавка, дом священника и полицейский участок. Это практически единственное в саамской истории выступление, выражавшее протест, было жестоко подавлено. Двоих бунтовщиков казнили, семеро из них умерли в заключении.
Жившие южнее современной Лапландии саамы в XVI—XVIII веках постепенно accимилировались с другими народами. В середине XVIII века в Швеции новый размах приобрело движение финских и шведских переселенцев, которое загоняло традиционный хозяйственный уклад саамов во всё более тесные рамки, видя, среди прочих причин, к большему обнищанию саамского населения. К середине XIX и положение саамского языка в Швеции было подорвано настолько, что многие сочли излишним сохранять его и дальше.
В Норвегии появление большого числа новых поселений изменило межнациональные пропорции. Значительное количество норвежских посёлков было основано в первую очередь в приграничных районах. До 1905 года была создана система учреждений, мероприятий и выработаны формы норвегизации. Например, в начале XX века землю в собственность мог приобрести лишь тот, кто имел норвежское имя и владел норвежским языком. Меры в сфере образования, нацеленные на полную ассимиляцию саамов, действовали вплоть до окончания второй мировой войны и некоторое время после неё. В Норвегии в начале XX века появились первые организации саамов, которые боролись против дискриминационного земельного законодательства и политики норвегизации.
В Финляндии также проявились различные формы финнизации, пусть и не выраженные так явно, как на вышеназванных территориях.
На Кольском полуострове, стратегическое значение которого постепенно снизилось после Северной войны (1700—1721), с 1868 года для обеспечения безопасности границ селили русских, которым не запрещалось вести торговую и предпринимательскую деятельность. Саамам также пообещали привилегии, если они оставят свой кочевой образ жизни. Вытеснение старого хозяйственного уклада способствовало заключению смешанных браков и обрусению.
В сфере народного просвещения имел место некоторый прогресс, распространялась грамотность. После второй мировой войны процесс обрусения ускорился, чему способствовали перестройка хозяйственного уклада и смена образа жизни. Среди коренного населения (саамов) наблюдается большой процент безработицы, алкоголизм стал подлинным бедствием для народа. Промышленные отходы, кислотные дожди и тяжелые металлы в выпадающих метеорологических осадках делают жизнь местного населения все более бесперспективной.
Несколько слов из истории Кольских саамов. Первые контакты саамов Кольского полуострова и восточных славян относятся к XI веку. В XIII веке восточная часть полуострова вошла в состав Новгородского государства. В середине XV века возникли первые постоянные русские поселения на Терском берегу. После присоединения в 1478 году Новгорода к Москве юг Кольского полуострова заселили русские, саамы занимали северные и западные территории. Центром региона стал основанный в середине XVI века город Кола. Здесь возникают монастыри (Кандалакшский, Печенгский), которые способствовали обращению саамов в православие. Однако в течение следующего времени саамы продолжали придерживаться традиционных верований.
С XVIII века по начало ХХ века территория проживания кольских саамов входила в состав Архангельской губернии. Саамы относились к крестьянскому сословию. К концу XIX века их экономическое положение ухудшилось из-за потери традиционных угодий в результате колонизации края коми-ижемцами (промышленниками и оленеводами).
В 1866 году в связи с реформаторской деятельностью Александра - II была создана и в 1868 году начала свою работу саамская волость с выборным органом народного представительства "Коладаг соббарь". Она функционировала вплоть до ХХ века.
Кольские саамы относились к Александровскому уезду, который входил в состав Архангельской губернии. Администрация уезда находилась в городе Кола. У саамов была своя Кольско-Лопарская волость. В состав саамской волости входило несколько обществ: Печенгское, Екостровское, Вороньинское и Понойское. Каждое общество состояло из нескольких сиййтов (погостов) и имело выборного саамского лидера - сельского старосту. Администрация волости назначалась собранием "Коладаг соббарь", с выплатой денежного пособия, и состояла из старшины (управляющего саамской волостью), заседателя (помощника управляющего) и писаря (секретаря), который вел протокол собрания, представителя от каждого общества. В собрание "Коладаг соббарь" входила вышеописанная администрация, представитель царя (чиновник по крестьянским делам), он был царским инспектором и в то же время представлял интересы саамов перед властями, а также выборные представители от каждого общества и сиййта. Полномочия собрания: выборы представителей администрации, внешняя политика, внутренняя политика (территориальные вопросы, распределение биоресурсов) и широкие судебные полномочия.
Собрание "Коладаг соббарь", представителей саамской волости, собиралось один раз в год - 25 января, 6 февраля по новому стилю, сейчас - Национальный день саами.
У каждого сиййта было свое правление: староста (лидер сиййта), избираемый один раз в год, один или два помощника (десятские) и главы каждого рода или семьи. В состав правления сиййта также входил церковный староста и председатель почтовой станции. Правление избирало представителей на собрание саамской волости, следило, чтобы у каждого рода или семьи было достаточно рек, озер, охотничьих угодий и семужьих мест в море, имело свои судебные полномочия. Главной задачей правления сиййта была забота о благополучии саамского народа.
С 1921 по 1927 год территория Кольского полуострова выделилась в самостоятельную Мурманскую губернию, а затем вошла в состав Мурманского округа Ленинградской области. Здесь было образовано 9 национальных сельсоветов. В 1929 г. начинается переход саамов на оседлость.
Осенью 1944 года в рамках советско-финского договора о прекращении боевых действий финны атаковали отступавшие немецкие войска, которые в отместку сожгли почти всю Лапландию. Одновременно православные саамы Кольского полуострова переселились в Финляндию, так как не хотели становиться подданными СССР после изменения послевоенных границ.
После второй мировой войны в Финляндии и обеих скандинавских странах положение саамов улучшилось, и параллельно с этим, главным образом начиная с 60-х годов, возросло национальное самосознание саамов.
С 1953 года в Финляндии и странах Скандинавии проводятся многочисленные конференции, а в 1956 году создан Саамский Совет из 15 членов, в который с 1992 года входят также представители России. В 1974 году был основан Саамский институт. В oбeих скандинавских странах и Финляндии работает отдельный Саамский парламент (или Народное собрание). В 90-х годов появились законы о языке, которые в опредёленной степени придают саамскому языку статус государственного.
В 1986 году саамская конференция утвердила саамский национальный флаг и гимн и правила их использования. С 1976 года саамы являются членами Всемирного совета коренных народов (WC1P). В 1986 году на национальном конгрессе саамов в Швеции принят саамский флаг.
С 1980-х годов саамы Кольского края поднимали вопросы о сохранении саамской культуры, языка, традиционных видов деятельности и территорий природопользования. Для решения этих вопросов в 1989 году была создана первая общественная саамская организация "Ассоциация Кольских саамов", которая должна была защищать права и отстаивать интересы саамов.
С 1994 года ведёт работу по возрождению и сохранению культуры и ремёсел Национальный культурный центр. Позже такие центры открылись в Лопарском и Ёне.
С 2002 года создаются экономические общины на базе 3-х основных законов коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации: закон о гарантиях прав, закон о территориях традиционного природопользования и закон об общинах.
Для координации общественного движения в 2004 году постановлением правительства МО создано ГОУ "Центр коренных малочисленных народов Севера", разработана программа социально-экономического развития саамов. В 2006 году при ГОУ "Центр КМНС" был создан Координационный Совет Кольских саамов, в него входили все саамские организации (всего 19). Он выполнял функции рекомендательного характера. Совет был первым совместным органом саамских организаций, мостом между народом и властью. С целью отстаивания своих позиций, саамы объявили, что Координационный Совет - единственный высший политический орган саамов Кольского полуострова и никакая другая саамская организация не имеет право заключать соглашения с различными компаниями о добыче природных ресурсов без ведома и одобрения Совета.
Источники:
1. www.hrono.ru/etnosy/saamy.html
2. http://www.indigenousportal.com/ (Шаршина Н., Яковлева Е., с.Ловозеро, г. Мурманск, Мурманская область)
Назад в раздел