Основу саамского общества составляла общность семей сийт/сыйт siida. Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Земли выделялась по семьям или по родам. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек.
Ещё в начале XX века саамы использовали общинные, коллективные методы управления. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании собэр глав семей, где решающий голос имели старейшины рода. Собэр выполнял функции законодательной, исполнительной и судебной властей одновременно. Совместные действия являлись основой выживания саамов в суровых условиях: охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод проводились сообща, а распределение добычи всегда осуществлялось пропорционально вкладу каждой семьи в общее дело.
Современные кольские саамы в повседневной жизни стараются придерживаться родовых, общинных принципов. Наиболее важные решения принимаются не в узком семейном кругу, а с участием самых авторитетных членов рода. Если поведение и образ жизни кого-либо из них начинает расходиться с принятыми родовыми нормами, остальные родственники могут оказывать очень сильное давление.
Община контролировала семейно-брачные отношения. В ХIХ веке преобладала малая семья. До конца ХIХ века предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные - преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сёстры из одной семьи становились мужьями или жёнами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже ХIХ-ХХ веков обычный брачный возраст девушек был 17-20 лет, а юношей - 21-25 лет. Вопрос о браке своих детей решали всегда родители, хотя это и делалось обычно с согласия молодых людей. Мнение девушки не учитывалось.
Главой саамской семьи всегда был мужчина, но при этом положение женщины было довольно свободным. В то же время, по старым представлениям, женщина считалась существом «нечистым»; ей запрещалось находиться в той части жилища-вежи (напротив входа), где находилось так называемое чистое место, участвовать в общей трапезе, когда в доме были гости, и т. д. Несмотря на эти запреты, в условиях суровой северной природы и промыслового хозяйства жена наравне с мужем участвовала в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей, добывании основных средств существования (рыбной ловле, иногда даже оленеводстве).
Существовало половозрастное разделение труда, но строгого разделения работы на мужскую и женскую не было. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, заготовкой дров, постройкой карбасов, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.
В основе саамского воспитания всегда присутствовал принцип родственности. Он заключается в воспитании любви и уважения к своим родителям, родственникам, к традициям рода. В саамской культуре фамилии очень важны, а родословные прослеживаются на много поколений.
В характере саамов - забота о больных и немощных, неспособных заботиться о себе. Таких людей поддерживало общество. Саам не допустит, чтобы для родственника не нашлось места в чуме или доме.
Источники:
1. www.award.onego.ru
2. www.etno.clow.ru/information/310.html2.
3. www.hrono.ru/etnosy/saamy.html
Назад в раздел