Саамов соседние финны и скандинавы считали не только умелыми охотниками, но и опасными колдунами-шаманами: к ним даже отправляли учиться колдовству. Недаром в одной из рун о Вяйнямёйнене рассказывается, как искусный стрелок попадает стрелой в финского героя, тот падает в море и его относит в Похьелу - во власть злобной хозяйки Севера. Сама мифическая страна Севера иногда отождествляется с Лапландией, страной лапландцев, лопарей - саамов.
Саамы, близкие "родственники" прибалтийских финнов, имеют с ними много общего в мифологии. Саамы не только сохранили богатейшую мифологическую и шаманскую традицию, но и сами многому учились у своих соседей - финнов, балтов и скандинавов, заимствовали от них некоторые мифы и имена мифологических персонажей.
Знаменитым собирателем саамского фольклора был учёный В.В. Чарнолусский. В его записях и литературной обработке стали известны целые циклы повествований о Лунной деве и витязе Найнасе, о чудесном олене Мяндаше.
Фольклор саамов уникален, как и фольклор любого народа, не имеющего письменности. Уникальность его в том, что в преданиях, легендах можно найти отражение всей истории саамов, бытовой уклад, мир народных идеалов, мыслей, чувств, поэтической фантазии и менталитета народа. Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями. Народное творчество лопарей имеет по преимуществу эпический характер; весьма распространён эпос животный (сказки) и мифологический (сказания о солнцевых сыновьях, о дочери солнца, о подземном царстве и т. д.). Есть остатки и исторического эпоса (предание о разрушении Печенгского монастыря, сказания о чуди, о богатырях). Фольклор саамов включает сказки майнс для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях(карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы ловта, например, об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины бойса и импровизации муштоллы. Лирика бедна, но вообще саамы довольно склонны к поэзии, и самые обыденные явления в их скудной впечатлениями жизни слагаются иногда в бывальщины и песни.
То ли было, то ли не было
Саамская сказка
Рассказывал один саам у костра то ли быль, то ли небылицу, то ли сказку, то ли байку. Говорил, что всё это с ним самим приключилось. И вы послушайте, если время есть, если других дел нет.
Вот с чего всё началось: запоздала как-то весна в северных краях. Давно бы ей пора прийти, а что ни день - ветер дует, снег с неба валит. Вот наш саам и думает: "Непорядок какой-то на небе, надо бы туда забраться, посмотреть, что там такое. А как туда залезть? Земля низко, небо высоко!"
Однако наш саам не дурак был, придумал. Взял топор да рубанок, пошёл в лес. Свалил большую сосну и начал её рубанком стругать. До тех пор трудился, пока всю её не исстругал. Гора стружек выше леса поднялась. Постелил саам наверх мокрую рогожку, встал на неё и поджёг стружки. Вспыхнул огонь, начала рогожка сохнуть, пошёл от неё густой пар. Подхватил пар саама, покачал-покачал и вверх понёс.
Несло его торчком, несло его кувырком и донесло до облаков. Там саам ухватился за край тучи, да и влез в неё.
Ходит по небу, смотрит. Скучно ему там показалось: пусто кругом, живой души нет, только облака под ногами, как сугробы, лежат:
Поглядел: вдали одно облако выше других вздымается, точь-в-точь круглый снежный дом.
- Значит, живёт всё-таки кто-то на небе! - обрадовался саам и побежал к тому облачному дому.
Вошёл в дом, а там Гром сидит. По рукам, по ногам связан.
- Хорошо, что ты пришел, человек, - говорит гром. - Развяжи меня поскорее!
Саам отвечает:
- Развяжи тебя - ты греметь начнешь! Я боюсь. Пусть тебя тот развязывает, который связал.
- Глупый ты человек, - рассердился Гром. - Да ведь меня мороз связал. Зачем ему меня развязывать? Пока я не загремел, он на земле хозяин. Весна в тундре не начнется.
- Вот оно что! - подумал саам. Раз так, надо развязывать.
Распутал узлы на руках - Гром рукавами взмахнул. Загремело кругом, так саама в сторону и отшвырнуло. Хорошо, что туча мягкая: упал - не ушибся.
А Гром его торопит:
- Скорей ноги развязывай!
Как быть? Начал дело - кончать надо. Зажмурился саам от страха и развязал Грому ноги.
Ох, что тут поднялось! Гром ногами топочет - грохот такой, что оглохнуть можно. Руками молнии на землю мечет - блеск такой, что ослепнуть можно.
Совсем перепугался наш саам. Одно только у него в голове: как бы поскорее с этого неба убраться! Прыгнуть бы вниз, да очень уж высоко. Тут как раз мимо него молния стрелой пролетала. Саам и схватился за нее. Моргнуть не успел, как упала молния на землю. И саам с ней.
Угодил он прямо в болото. Ушёл по самые плечи, только голова над трясиной поднимается. Попробовал саам выбраться, да куда там! Ещё глубже увяз.
А кругом весна, морошка белым цветом расцветает, птицы хлопочут:
Прилетела на болото пара лебедей. Смотрит лебедушка: торчит что-то из трясины. Пень не пень, кочка не кочка, а для гнезда годится. Свила лебедушка гнездо на голове у саама. Положила три яйца, села насиживать.
Саам всё терпит. Если уж в болоте увяз, так оно, может, и лучше. Солнце печёт - гнездо ему макушку прикрывает, а дождь зарядит - она не мокнет.
Как-то отлучилась лебедушка ненадолго. Тут и пожаловал гость. Давно волк гнездо учуял, а теперь по кочкам к нему подобрался. Полакомился лебедиными яйцами, да, видно, мало ему показалось. Стал искать ещё, ворошить гнездо лапами. Дерёт твёрдыми когтями голову саама, а тот крикнуть боится, только глазами моргает, кряхтит. Наконец повернулся волк, чтобы назад идти. А саам изловчился и схватил зубами волка за хвост. Крепко стиснул зубы: хоть умри - не выпустит.
Теперь уже волк перепугался. Рванулся вперёд, саама из болота выдернул. Ещё три прыжка - саама на сухое место выволок.
Тут разжал зубы саам. Волк наутёк в лес пустился, а наш саам домой побежал.
Не раз и не два саам у костра рассказывал, что с ним приключилось. Кто верил, кто не верил. Кто говорил: сказка, кто говорил: небылица. А саам всё ещё твердит:
- Быль это, чистая правда! Разве такое выдумаешь?!
В саамской мифологии живым угрожали духи мёртвых, особенно те, которые были колдунами или шаманами-нойдами при жизни.
В одной избе жили старик со старухой, у которых было три дочери и сыновья. Старик умер и забрал с собой старуху: он был колдун еретник (русское название, которое заимствовали саамы и коми), хотел забрать с собой и дочерей, да у тех не вышел жизненный срок - ещё все зубы были целы (Зубы - признак молодого возраста и хорошего здоровья).
Как-то осталась старшая дочь дома одна и стала плакать от тоски. Тосковать же, особенно по мёртвым, опасно. Ночью слышит девица, что кто-то идёт, ступая одной ногой. Обрадовалась глупая какому ни есть гостю, а тот потребовал угощения. Съев всё, пришелец набросился на саму хозяйку и съел её, не тронул лишь ножки. То же случилось и со второй дочерью. Третья дочь, оставшись одна, повела себя разумно: она спустила собаку, подготовила кипяток и камни. Вампир-равк явился и к ней, но собака не пускала его к воротам. Тогда равк принялся грызть стену. Третья дочь стала лить на него кипяток и бросать камни. Мертвеца-равка и это не могло остановить, так он был голоден. Равк уже было пролез в избу, да тут рассвело, и мертвец так и окостенел на месте. Сбежавшиеся соседи вбили ему спицу меж лопаток, а потом сожгли, чтобы он не возвращался больше в мир живых.
В саамской мифологии к существам иного мира относились гномы. Жили они так же, как саамы, но только глубоко под землёй и были гораздо меньше ростом. Один из мифов повествует о том, как один старик увидел в отверстии под старой елью погост чаклей и подсмотрел, как их дети выбрались ночью поиграть. На следующий день старик отправился в лес и поймал маленького чаклю и принёс его домой к старухе, так как своих детей у них не было. Мальчуган был весёлым, но постоянно подсмеивался над стариками и повторял за ними всё, что они говорили. Деду он помогал в работе, но старухе только портил дело, когда она чинила сети - чакля их рвал и смеялся. Старуха стала допекать мужа просьбами, чтобы тот отвёл чаклю обратно в лес, но старик дорожил своим приёмным сыном. Правда, когда чакля повзрослел, он сам стал тосковать о своей земле и однажды покинул дом приёмных родителей.
Но на пути домой ему повстречался незнакомый народ. То была чудь (так русские называли эстонцев и финнов, живших на севере Восточной Европы, а саамы переняли это название). Чудь хотела завоевать саамскую землю. Её воины схватили чаклю и спросили: "Как твоё имя?". "Как твоё имя?" - ответил вопросом чакля и засмеялся. На все расспросы он отвечал теми же вопросами. Чудь разъярилась, и чаклю бросили в воду. Тогда все увидели, что в воду полетел не гном, а воин-чудин. Военачальник ударил чаклю мечом - и от удара полегли три чудских воина. Все поняли, что силой с чаклей не справиться и велели ему вести чудь в саамскую землю. Гном же завёл чудь к порогам, на которых загубил их лодки. Чакля вернулся к старикам, а чудь пропала.
В духовной культуре саамов важнейшую роль играл образ оленя. Олень кормил, одевал саама, являлся способом передвижения. Олень сопровождал саама с самого рождения и до смерти. Сложное объединение «человек-олень» нашло широкое отражение в сказках, песнях, легендах, посредством которых детей учили не нарушать этого союза.
В саамской мифологии известен чудесный олень-оборотень, тотем — родоначальник саами Мяндаш-парень («Мяндаш-парень»), Мяндаш-пырре («Мяндаш-благо»)
В некоторых мифах Мяндаш — сын нойды (шаманки) Коддь-акки («дикарьей старухи»), зачавшей Мяндаша в образе важенки от дикого оленя. Коддь-акка обернулась женщиной, но ребёнок родился оленем; узнав, кто его отец, Мяндаш уходит в тундру. С появлением Мяндаша среди диких оленей человек получил возможность охотиться на них. Другой вариант мифа: Мяндаш — сын Мяндаш-девы, важенки, способной, как и он превращаться в человека.
Мяндаш ведёт образ жизни человека, охотится, заготавливает дрова и т. д. Вежа Мяндыша построена из оленьих костей и шкур, в веже Мяндаш — человек, вне вежи — олень. Мяндаш просит мать сосватать невесту из человеческого рода: из трёх невест-сестёр лишь младшая не нарушает запретов Мяндаш-девы, заклинаниями высушивает Мяндаш-йог, кровавую реку из внутренностей оленей, отделяющую людей от жилища Мяндаша, ласково обращается с оленями и становится женой Мяндаша. У них рождаются дети, но когда младший сын мочит постель из оленьих шкур (нарушение охотничьего табу), Мяндаш уходит из вежи в тундру с другими оленями. Жена его в облике важенки следует за ним. По другим вариантам, в оленей превращаются дети Мяндаша, жена его сохраняет человеческий облик и напутствует детей, чтобы те не давали убивать себя плохим людям. Сама она вновь вышла замуж за человека, но жила впроголодь. Мяндаш, сжалившись над людьми, явился жене во сне и обещал ей, что её муж сможет подстрелить Мяндаша (ср. одно из названий Мяндаша — Мяндаш-аннтуг, «дающийся»). С тех пор охота для людей стала удачливой.
Мяндаш научил людей искусству охоты, дал им лук, запретил истреблять важенок. В саамском мифе на златорогого оленя-Мяндаша охотится громовник Айеке-Тиермес: когда в оленя попадёт первая стрела, горы извергнут огонь, реки потекут вспять, иссякнут источники. Когда вторая стрела вопьётся Мяндашу в лоб, огонь охватит землю, лёд закипит. Когда же собаки Тиермеса схватят оленя и бог вонзит в его сердце нож, звёзды падут с небес, утонет солнце, потухнет луна, на земле останется прах.
Среди целого ряда богов лопари особо чтили Рота, властелина ада, и чествовали этого бога в вечер под Рождество. Ад Ротаймо, по представлению лопарей, находится глубоко внизу; туда ездили колдуны. Вход в ад - иногда через озёра, иногда через трещины земли. Живут там старухи-людоедки, обладающие даром воскрешать умерших. Душа живет у людей поближе к левому боку, недалеко от сердца, по аналогии с сосной, у которой сердцевина ближе к югу. Когда человек умирает, душа идёт к богу и пребывает у него в продолжение трёх дней; потом она возвращается на землю и путешествует по тем местам, где пребывала прежде.
За богами, светлыми и темными, шёл целый ряд божеств второстепенных духов, населяющих землю и воду, живущих в лесах и на горах. Существует четыре категории: а) гении и демоны природы; в) духи и души умерших; с) духи живых людей и d) демоны повальных болезней. Tontu - домового - угощали каждое утро кашей. Maahinen жил под порогом, в деревьях, камнях и в земле. Ему жертвовали первый кусок новоиспечённого хлеба, первый глоток домашнего пива, хозяйки - молоко. Смиеринатта - воровской дух, приносил своему хозяину имущество, краденное у других лиц. Вообще как у финнов, так и у лопарей духов бесчисленное множество. Масса их населяла леса, горы, озера Лапландии, но от них лопари не ждали больших выгод и не боялись их.
Один из наиболее важных – Аккрувва – жил в море и приносит лопарям счастливый рыбный лов. Часто он выходил из морских волн на берег, причёсывал длинные волосы, поднимался от устья рек вверх по течению и приводил рыбу из моря в реки. В водах же живет Тшадзеравган - водяной покойник. Оба эти разряда духов любят музыку и часто играют, но их до сих пор никто не видел.
Самым страшным богом для колдунов и чертей является громовник Айэке и Дермес (Тьермес); у него был молот, которым он поразил волшебников. С ним в связи Сторьюнкаре, бог охоты.
У лапландцев Мадер-акка и муж её Мадер-атча живут в воздушных сферах; оба участвуют в сотворении людей. Мадер-атча получил дар творить душу, Мадер-акка - тело. Если дитя должно быть мальчиком, то она посылает её к своей дочери Укс-Акка, если девочкой, то к другой дочери Саракка. Сотворённого таким образом человека вкладывают в тело земной матери.
У лапландцев в значительной степени был распространён культ солнца, Солнце лапландцы рисовали себе мужчиной, живущим вместе с женой и с матерью. День наступает, когда солнце начинает объезжать мир на медведе либо на олене.
Окружающая саамов природа, сильно повлияла на формирование их этнической идентичности. Природа Лапландии очень сурова, милостей от неё ждать не приходится. Саамы всегда ощущали себя частью её. Отсюда стремление жить в гармонии с природой, проявляя слабые и лишь необходимые попытки её изменить.
Вот как говорится в современной легенде о предназначении маленького народа: «Мы не пахари, мы не косари. Мы олений народ. Наш хлеб – олень-батюшка. Его кормом живём: мох белый, ягель… Деды и прадеды учили нас: «Землю надо беречь. Как она досталась нам в поросли трав и во мхах, поросшая кустами и всякой зеленью, так и беречь её надо зелёную. Будешь беречь и холить землю зелёную, весёлую – и сам ты будешь сыт, здоров и весел человек».
Источники:
1. www.award.onego.ru
2. www.hrono.ru/etnosy/saamy.html
3. www.wikiznanie.ru/ru-wz/
Назад в раздел