Музыкальный фольклор имеет богатую и разветвлённую жанровую систему, включающую группы обрядовых и необрядовых жанров: песни медвежьего праздника (священные, призывные, песни-представления, песни-истории богов), шаманские песни, поющиеся сказки.
У хантов широко распространены так называемые «индивидуальные песни». Это песни о себе, об истории жизни и сватовстве автора песни, о каких-либо событиях, песни-жалобы, где объектами могут быть любимый человек, родственник, животное, местность. Традиция сочинения реализуется в нескольких жанровых разновидностях, общим свойством которых является индивидуальное авторство.
Без воссоздания традиционного тембрового облика песни её звучание теряет своеобразную притягательность. Вот как раньше исполнялись хантыйские песни: «рот широко не раскрывался, многие песни и мелодии исполняются полузакрытым ртом. Звук при исполнении находится на заднем плане ротовой полости у горла».
Очень интересны у хантов колыбельные песни (с хантыйского переводится буквально - «детей усыплять песни»).
Пение обычно сопровождается покачиванием колыбели. Хантыйская колыбель подвешивается к потолку. Если ребёнок спокоен и ему необходимо заснуть, то её раскачивают. Если ребёнок неспокоен, то люльку потряхивают. Действия сопровождаются звукоподражательными словами, соответственно, при раскачивании произносятся слова «тёй-тёй-тёй», при потряхивании колыбели – «рапс-рапс-рапс». Эти два слова составляют ритм хантыйских колыбельных.
Тёй-тёй, рапс-рапс, Тёй-тёй, рапс-рапс,
Пухием, εнма. Сыночек, расти.
Тёй-тёй, рапс-рапс, Тёй-тёй, рапс-рапс,
Шущием, εнма. Младенец мой, расти.
Хантыйские музыкальные инструменты изготавливались из природного материала – дерева, кости, жил, волоса, травы, листьев. В настоящее время имеются сведения о 27-ми фоноинструментах. Особо известными считаются такие инструменты, как тумран, нин-юх, нарс-юх, тор, бубен. Тумран, или конколь-лонколь, - это костяная либо деревянная пластинка с прорезным язычком и привязанной к нему ниткой. Его подносили ко рту и, передёргивая за нитку, извлекали негромкие звуки, в том числе подражания голосам животных, стуку копыт и т.п.
Существовали две разновидности струнных смычковых инструментов с деревянным корпусом: у нин-юх и хум-юх корпус был овальный, а у кугель-юх – с выемкой, наподобие скрипки. Две-три струны делались из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках. Нин-юх – камерный мужской инструмент. Играли на нем в небольшом обществе по вечерам.
Более звучны два широко известных мужских инструмента: нарс-юх, панан-юх типа цитры и тор, тороп-юх типа арфы. У первого корпус выдолблен из цельной плахи и напоминает плоскодонную лодку с выступающей нижней частью. Верхняя часть раздвоена и соединяется перемычкой. Три, а чаще пять струн, изготовлены из сухожилий, либо оленьих кишок или проволоки. Под этот инструмент исполнялись героические песни, танцы на медвежьем празднике. Им пользовались шаманы и певцы-музыканты-лекари "арэхтаку". Тор, тороп-юх имеет птицеобразный внешний вид и называется по русски "лебедь", "гусь", "журавль". Это дугообразная арфа с корпусом и шейкой из цельного дерева. На конце шейки вырезана птичья, а иногда конская голова. В угловом пространстве между корпусом и шейкой натянуто от 9 до 13 струн.
Есть у хантов и духовой инструмент – деревянная труба, видимо охотничья.
Источник:
Департамен по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа (Из методических материалов по проведению встреч финно-угорских народов «Священное древо жизни». 1999г. г.Салехард. 17 мая 2005)
Назад в раздел