Христианизация не имела определяющего влияния на традиционную мировоззренческую систему, поскольку удалённость территорий, где жили энцы, сложности организационного характера, несовместимость мировоззренческих систем, не позволяли миссионерам проводить целенаправленную христианизаторскую политику. В христианство официально были обращены лесные энцы, но в основном у них сохранялись анимистические верования, согласно которым сотворение вселенной, воды, земли приписывалось духам Верхнего мира. Иногда их главой выступал хозяин неба – Нга, его мать Дя-меню называли «Матерью земли». Нижний мир по их представлениям населён злыми духами.
Сохраняются культы духов-хозяев, предков.
Особое место, по отношению к общесамодийской, занимает и энецкая идеология, которую можно определить, как сочетание традиционной мировоззренческой системы с шаманизмом. Энецкий пантеон демонстрирует, с одной стороны, персонажи высшего уровня соответствующие ненецким (хозяин неба - Нга, его мать Дя-меню «Мать земли»,Тодоте), более низкий уровень, составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помошники и покровители, которые часто атрибутировались в антропо/зооморфном виде. С другой, основу традиционного мировоззрения энцев составляли представления о Матерях Природы — Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие его ипостасий, место человека и его отношение к миру, трансформацию жизненности и т. п. Особое место принадлежало духам-хозяевам огня, воды, леса, гор, отдельных урочищ, сопок, деревьев.
По своим религиозным верованиям энцы были анимистами-шаманистами. Шаманов у них было много разных категорий, от шаманов тадобэу, имевших полное шаманское облачение и бубен, до шаманов сабодэ, не имевших ни облачения, ни бубна, специальностью которых являлось лишь препровождение душ умерших в подземное царство мёртвых.
Энецкий шаманизм типологически соответствует общесибирскому.
Формально все лесные энцы и часть тундровых до революции считались православными. Поэтому у многих энцев ещё до революции имелись русские имена и отчества. Но в целом христианство мало отразилось на культуре и мировоззрении энцев. В фольклоре энцев влияние христианства совершенно не чувствуется.
Источник:
1. Финно-угорские и самодийские народы: Статистический сборник. - Сыктывкар, 2006.
2. http://www.ethnos.nw.ru
3. http://www.indigenous.ru/russian/people/r_ents.htm
4. http://letopisi.ru/index.
Назад в раздел