Комплексное оленеводческо-промысловое хозяйство энцев требовало гибкой системы организации общества, основы которого базировались как на принципах родства, так и на территориальных связях. В конце ХVIII – начале ХIХ веков в производственной жизни энецкого общества значительную роль играли патронимические объединения и большесемейные коллективы, занимающиеся совместной добычей дикого северного оленя и выпасом домашних оленей. Относительной стабильности этих объединений способствовало и чёткое поло-возрастное разделение труда. Так, при массовых загонных охотах и поколках на дикого оленя, из коллектива 25 — 30 человек 5 – 7 мужчин непосредственно занимались промыслом, старики и подростки охотились на подранков и отдельных оленей, а женщины разделывали добычу и заготавливали мясо впрок. Аналогичным образом в сфере разделения труда организована жизнь и в оленеводческом стойбище.
К началу ХХ века у большинства населения низовьев Енисея большесемейные коллективы прекратили своё существование. Наглядным примером тому служат бытовые рассказы энцев, в которых описывается стойбище. «Люди в кучах (стойбищах) почти каждый год менялись. Весна пришла и разошлись. Ну, некоторые круглый год вместе жили, но не одного тыде (рода) люди, а разные». «Рыбаки стояли чумов по три, пять, десять. Зимой в тёмную пору (оленеводы) стояли чумов по пять, но не больше». «В одном чуме жили люди разных тыде». «Когда в кучи парились, то не разбирали, кто какого рода. Но люди одного рода всё-таки считались ближе, как братья».
Дополнительные характеристики энецкой культуры могут быть прослежены в ряде стереотипных установок, определяющих отношение человека к другим людям в различных культурных ситуациях. Хотя, в данном случае, собственно энецкий материал, часто соответствует общесибирским, общесамодийским либо региональным энецко-нганасанским культурным традициям.
Отношение между полами и к детям в энецком обществе строится на основе поло-возрастного разделения труда, чем и определяется социальная стратификация. Главенствующую роль в обществе играет мужчина, в функции которого входит деятельность во всех сферах традиционного производства, в обеспечении благополучия семьи. Женская деятельность ограничивается сферой домашнего производства, которое также играет социально значимую роль, поскольку мужчина на может выполнять женскую работу по изготовлению одежды, приготовлению пищи и т.п. В этой связи, можно отметить паритетные социальные роли полов в принятии важных для семьи решений, возможность развода, инициатива в котором могла исходить и от женщины. Единственным обстоятельством, снижающим социальный статус женщины, было отсутствие у нее детей. Ритуальное ограничение деятельности женщины в периоды беременности, родов или месячных, не свидетельствует о её социальной сегрегации (принудительного отделения от общества).
Этими же обстоятельствами определяется отношение к детям. Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется высокой детской смертностью, хотя имелись семьи, в которых было 6-7 детей. Предпочтительным считалось рождение мальчика. При рождении ребенка ему давали имя-прозвище, связанное с его внешностью, либо ситуацией рождения. Оно заменялось в отрочестве, часто на имя умершего сородича (деда, прадеда). Отношение к детям было весьма терпимым, любые инициативы ребёнка к взрослой деятельности поощрялись, а с 7-8 лет им поручались несложные обязанности соответствующие их будущим социальным ролям. Зрелым мальчик считался, когда начинал самостоятельно охотиться, в возрасте приблизительно 15-16 лет, причём в отношении его менялся социальный идентификатор с «мальчика» на «парень». Девочка считалась взрослой с начала репродуктивного периода. С этого времени девушка и парень могли вступать в брак. Отношение к старикам определялось относительным снижением их социально значимых функций в сфере производства, но они полностью находились под покровительством семьи и сородичей.
В целом, можно отметить у энцев достаточно стойкую традицию взаимопомощи между соседями, родственниками в перераспределении добычи, если это не пушнина, оленей, одежды и т.п.
В энецком обществе довольно высокий уровень представлений о «должном», которые реализуются следованием обычаю. Так, порицанию предаётся воровство, за которое может постичь сверхъестественная кара, неуважение к старшим, к гостю, в отношении природы, которая рассматривается как податель всего необходимого человеку. Это реализуется и в высшем пантеоне Матерей Природы в обрядах возвращения «жизненности», взятой в природе (предание земле глаз добытых диких оленей), рациональном регулировании количества добываемого зверя, птицы и рыбы и т.д.
До XIX века у энцев сохранялись патрилинейные экзогамные группы, большие патриархальные семьи, существовало многожёнство, левират, уплата калыма.
Со второй половины XIX века основной производственно-территориальной единицей становится соседская община, нередко включающая представителей разных этнотерриториальных групп.
С конца XVII века в связи с переселением на восток и разрушением традиционного родового землепользования они распадаются на более мелкие экзогамные группы.
До XVIII века у энцев существовали патрилинейные роды. У тундровых энцев это были роды Лодосэда, Буналя, Тадобэу (Нара), Садо, Багго, Масодай, Сойта, Солда, Сонуко (Санэр); у лесных энцев это роды Муггади, Бай, Ючи. В XVII веке у лесных энцев были ещё роды Аседа (Нгасяда) и Салярта. Но уже с XVIII века эти два рода считаются ненецкими. К настоящему времени также большая часть рода Бай и половина рода Муггади перешли от лесных энцев к тундровым.
Энцы каждого рода имеют определённые фамилии. Так энцы родов Лодоседа и Буналя имеют фамилию Туглаковы (из Туголуков), рода Тадобэу - Совалов, рода Садо - Пилько (из Фильков, Филиппов), родов Багго и Масодай - Мирный (из Смирный), рода Сойта - Горлашкины, рода Солда - Каплины, рода Сонуко - Ледовойко (из Ледовуков), рода Муггади (тундровые) - Турутины из (Тюретин), этого же рода (лесные) - Болины, рода Бай - Силкины, рода Ючи - Ошляпкины (Ашляпкины). Оненечившиеся энцы рода Аседа имеют фамилию Ямкины, рода Салярта - Лырмины.
Сами энцы путём наивной народной этимологии объясняли одному из исследователей, почему так назван род и как им давались впоследствии русские фамилии. Этимологизировались и переводились на русский язык названия родов. Например, энцы рода Моггади - от энецкого слова могга «лес» были названы так потому, что жили в лесу и любили лес.
Затем на русский слово Моггади переводилось как «лес, полено» и в соответствии с энецкой фонетикой получались - Болины. Энцы рода Бай (бай тыарэго) были очень богатыми, имели много оленей, поэтому обладали властью, силой, их назвали Силкиными и т. д. Правда, часто разные информанты давали разные версии по поводу названий родов, и нередко переводы названий энецких родов не соответствуют русским фамилиям, так что считать эту народную этимологию достаточно научно обоснованной нет основания. Тем более, что этимология некоторых слов, от которых образовались родовые названия, затемнена. Эти объяснения интересны с точки зрения мировоззрения и фольклора энцев. Часто по поводу происхождения и названия того или иного рода рассказываются целые истории и легенды, которые, к сожалению, зафиксированы в наших материалах только на русском языке.
Интересно, что в быту энцы пользуются не именами, а именами-прозвищами, которые есть у каждого человека, причём у одного человека таких прозвищ может быть несколько. Они даются на основании какой-либо отличительной черты данного человека или связываются со случаями и ситуациями, в которые этот человек попал. Например, прозвище Ботаŋε «Лишняя» дано одиннадцатому ребёнку в семье, Бякши «Без шеи» дано человеку с короткой шеей. Встречаются также прозвища Тучи «Мешок», Ниби «Паук», Тэтако «Богатенький», Найку «Лысенькая», Дярнε «Плаксивая женщина» и т. д.
Источник:
1. Васильев В.И. Ненцы и энцы // Этническая история народов Севера. - М., 1982.
2. http://www2.childfest.ru/good/42/04/06/new_17.htm
3. http://www.ethnos.nw.ru
4. http://iling.spb.ru/nord/materia/e_vved.html?language=en#vved
Назад в раздел