Особое место по отношению к общесамодийской занимает энецкая идеология, которую можно определить как сочетание традиционной мировоззренческой системы с шаманизмом. Энецкий пантеон демонстрирует, с одной стороны, персонажи высшего уровня соответствующие ненецким (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо). Важнейшие из божеств анимистического пантеона - Дюбанга, давший людям оленей, и его мать Дяменю – «Мать земли». Более низкий уровень составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помощники и покровители, которые часто атрибутировались в антропоморфном или зооморфном виде. Злые духи насылали смерть и забирали души умерших.
С другой стороны, основу традиционного мировоззрения энцев составляли представления о Матерях Природы - Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие его ипостасей, место человека и его отношение к миру, трансформацию жизненности и т. п.
Сохранялись культы явлений природы, местных духов-хозяев. Им приносились жертвы - оленье мясо, деньги, кусочки сукна, их изображения помещали в особых местах в лесу, на сопках и т. п. В задней части чума за очагом хранились деревянные антропоморфные изображения предков, при перекочёвках их возили на особой священной нарте.
Энецкий шаманизм типологически соответствует общесибирскому.
Погребальный обряд. Умерших, облачённых в специальную одежду и зашитых в оленьи шкуры, отвозили на нартах в тундру, где сооружали над покойником деревянный шалаш без входа. Возле шалаша убивали оленей, вёзших погребальную нарту, оставляли имущество покойного, копьё, лодку, капкан - для мужчин, котёл, посуду, игольник, напёрсток - для женщин - все вещи в поломанном виде. В погребении принимал участие шаман. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили ритуальное очищение, переступая через костёр или через убитую собаку.
Источники:
1. Васильев В.И. Ненцы и энцы // Этническая история народов Севера. - М., 1982.
2. Бытовые рассказы энцев // Труды института этнографии. 1962.
3. http://www2.childfest.ru/good/42/04/06/new_17.htm
Назад в раздел