Первые описания одежды ижоры встречаются в трудах исследователей XVIII века.
Мужская одежда имела мало отличительных особенностей, в отличие от женской, и была похожа на русскую и водскую.
Женская одежда до конца XIX века сохраняла архаические черты. Кроме того, она имела региональные особенности. Традиционная женская одежда восточной ижоры включала рубаху с коротким обрезным оплечьем (поверх - одежду из двух полотнищ на лямках, одно на правом, другое - на левом боку; верхнее закрывало весь корпус, расходясь на левом боку, закрытом нижним полотнищем). Женщины, относящиеся к западной ижоре, носили поверх рубахи несшитую юбку. У восточной ижоры бытовал длинный, спускавшийся до края одежды полотенчатый головной убор, у западной - убор типа русской сороки.
Известна архаичная форма одежды у центральных ижорцев в районе Ковашей. Она состояла из холщовой рубахи рятсиня и несшитой наплечной одежды. Рубаха была своеобразного покроя: верхняя часть — из двух оплечий, соединённых сзади вставкой, а спереди двумя обшивками по сторонам нагрудного разреза. Оплечья и рукава рубахи почти сплошь покрывались вышивкой геометрического характера, в мягких пастельных тонах. Рубаха рятсиня скреплялась у ворота фибулой — «большою серебряною овального образа пряжкой… иногда вызолоченною, осыпанною каменьем или жемчугом».
Поверх рубахи одевали два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках. Одно из полотнищ хурстут закрывало левый бок и крепилось лямкой, перекинутой через правое плечо. Второе аануа закрывало правый бок и крепилось лямкой на левом плече. "Хурстут" обычно был полосатым, украшенным по подолу разноцветными лоскутами, "аануа" — синим или чёрным. Сохранились отрывочные сведения, что аналогичные формы одежды в прошлом встречались на Карельском перешейке у местных финнов-эвримейсет. Одежда аануа сохранялась в центре Ингрии почти до конца XIX века. Под названием хурстут известна также несшитая юбка типа южнорусской поневы, которую носили на Нижней Луге во второй половине XIX века. С течением времени, в конце XIX века ижорцы перешли к ношению одежды русского типа — сарафану на лямках из синей нанки («китайки»).
Поверх одевали крепившийся на поясе передник полле, который ткали из шёлка или из шерсти и украшали бисером, жемчугом, раковинами.
Одежда девушек не отличалась от одежды замужних женщин, разница была лишь в причёске (девушки до замужества носили косы, замужние женщины прятали волосы под тугим головным убором) и форме головного убора. Архаичным женским головным убором был полотенчатый "саппано", вытесненный в XIX веке под русским влиянием головными уборами типа сороки и повойниками. В старинных формах он имел длинный конец, спускавшийся по спине до подола одежды, потом он стал короче, ближе к местным формам сороки. Особого покроя головной платок "саппано" был особенно нарядным: вышит золотыми и разноцветными нитями, имел длинный, доходящий до пят узорчатый хвост; когда женщина шла по берегу моря или по высоким холмам, ветер раздувал "саппано", как парус. Саппано замужние женщины должны были носить всю жизнь, не снимая ни днём, ни ночью.
Одной из древнейших частей ижорской женской одежды был «спинной пояс». Он представлял собой носимую сзади широкую полосу сукна с подвешенными «змеиными головами» (раковинами каури), украшенную прекрасными узорами из разноцветного бисера, золотым и серебряным позументом и двумя полосами из раковин каури. Такие украшения имели важное магическое значение в обрядах и обычаях.
Старинная ижорская одежда была великолепна и привлекала всех своей красотой и необычностью. Она украшалась бисером, жемчугом и раковинами "каури" (их привозили с берегов Индийского океана!). Из украшений, дополнявших женский костюм, наиболее распространены были серьги и ожерелья (в том числе из раковин-каури). К небольшим серьгам подвешивались кольца, а к тем, в свою очередь, крепилось до 10 лент. На шею надевалось множество ожерелий - нитки жемчуга, нитки из драгоценных камней, нитки из раковин, поверх - один или несколько крестов. Нательную холщёвую рубаху у ворота скрепляли фибулой - серебряной пряжкой, украшенной жемчугом и камнями. Поверх 3 раза опоясывались кожаным поясом с оловянными бляшками весом более килограмма.
На ногах носили суконные красные обмотки риват и обувь из сыромятной кожи – поршни (несшитая обувь из одного куска кожи), улиги (сшитая обувь). Узорчатые чулки и «кожаные босовики без ушек» украшались золотым тиснёным узором или прошивались блёстками.
В XIX веке в связи с русским влиянием получили распространение различные типы сарафанов. В начале XX века появились городские формы одежды — юбки и кофты из ситца. Одежда ижорцев в её архаичных формах позволяет проследить некоторые общие черты с одеждой привыборгской корелы, позднее испытавшей финское влияние, в ней можно увидеть также некоторые восточные влияния, идущие из Поволжья (украшения раковинами каури, серьги «?» - образной формы). Отмечаются и некоторые старые славянские влияния, в частности, височные кольца.
Источники:
1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997.
2. www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287
3. www.izora.spb.ru
4. www.pchela.ru/podshiv/34/ijora.htm
5. www.russia.rin.ru
6. www2.childfest.ru/good/42/04/06/new_4.htm
Назад в раздел