Орнамент геометрический, часто состоит из ромбов, крестов и свастик.
Известный исследователь культуры народа ижора Ольга Конькова в своей книге «Ижора» приводит много описаний различных традиционных ижорских вышивок. Приводим два из них.
«Поверх косоклинного сарафана замужние ижорки носили особый вид передника - рукавникат. Он был похож на рубаху, разрезанную сзади до уровня талии. Разрез, ворот, разрез на груди и края рукавов украшались узкой вышивкой красной шерстью. Но самые замечательные узоры располага¬лись по подолу: чаще всего это были фигуры женщин и двуглавых коней, реже — фантастические птицы. Красота вышивки подчеркивалась широкой полосой кумача и кружевом».
«Главным отличием местных ижорок был головной убор харакка («сорока»). Его налобная часть украшалась невероятно красивой вышивкой. Ее геометри ческие четкие узоры — кресты, шестиугольники, «зигзаги» — вышивались разноцветными шерстяными и шелковыми нитями в самой различной технике: и крестом, и настилом, и тамбурным швом, и вышивкой по сетке. А задняя часть харакка, спускавшаяся до плеч, украшалась двустронним швом. Были и празд ничные харакат, с яркими, чаще всего красными, бордовыми и желтыми узорами. Были и «скорбные» харакат, вышитые черными, темно-синими и зелено-болотными нитями».
В книге «Орнаменты ижор и финнов Западной Ингерманландии» Ольга Конькова пишет: «Особенно удивительны многочисленные и очень любимые ижорами орнаменты под общим название «мужчины» или «люди». Эти названия давали прежде всего изображениям женщин в длинных юбках, а порой и с височными украшениями! Узоров под названием «женщины» у местных ижор и финнов вообще нет.
В архивах и описях коллекций, собранных в Западной Ингерманландии в конце XIX — первой половине XX века и сохранившихся в музеях Эстонии и Финляндии, можно разыскать названия бытовавших в то время орнаментов.
Память народа почти не удержала наименований узоров в резьбе, росписи и на коже. Поэтому мы рассмотрим названия старинных вышивальных узоров ижор и финнов, которые сохранились в записях внимательных собирателей, сгруппировав их в несколько смысловых групп (если известны названия не вышивальных орнаментов, то это отмечено особо).
Люди и части тела: вяаряпяа (vddrdpdd) — изогнутая голова (свастика), ихмисэд (ihmised) — люди, мээхэт или миэхэт (meehet-miehet) — мужчины, пяа (pad) — голова, сильмясэт (silmdset) — глазки.
Представители животного мира и части их тела:, кабиайсэт (kabiajset) — копытца, калойя (kaloja) — рыбы, канад (kanad) — курицы, карун кобрат (karun kobrat) — медвежьи лапы, коннан корвэт (konnan korvet) — лягушачьи лапки, кукод (kukod) — петухи, ламбан силъмят (lamban sil-mdt) — овечьи глаза, прусакад, пруссакад или прузакад (prusakad-prussakat-pruzakad) — тараканы, харакат (harakat) — сороки (только для названия резных стропил крыши), хэппойсэт (heppoiset) — лошадки.
Растительный мир: лэйккивот (leikkivot) — порубки, омэнад (omenad) — яблоки, пууд (puud) — деревья, русуд (rusud) — розы (на ставнях окон), хаариккат или хааригаз (haarikkat-haarigaz) — раз-вилки.
Предметы: кокат (kokat) — крючки, суурихяркимэ (suurihdrkime) — большая мутовка, харавай-сэт (haravaiset) — грабли, хараван пиит (haravanpiit) — зубцы грабель, хяркинпапит (hdrkinpapit) — концы мутовки.
Вера: чэрикко (cerikko) (по-водски) — церковь, киркон кирьят (kirkon kirjat) — церковные узоры, кивириссид (kivirissid) — каменные кресты, риссид (rissid) — кресты (и в украшении обрядовых хле-бов), суурэт риссит (suuret rissit) — большие кресты».
Источники:
1. Конькова О.И. Орнаменты ижор и финнов Западной Ингерманландии. СПб.: МАЭ РАН, 2010.
2. Конькова О.И. Ижора. Очерки истории и культуры. СПб.: МАЭ РАН, 2009.
Назад в раздел