Этническое своеобразие сохранялось до ХХ века в семейной и календарной обрядности, например, в особом, женском, так называемом бабьем, празднике.
Продолжали сохраняться элементы язычества: поклонение духам природы. Существовала вера в духов-хранителей (домашнего очага, хозяина риги, бани и т. д.), духов земли, воды.
У ижоры развит фольклор, обрядовая и эпическая поэзия. Особую известность получили свадебные и похоронные причитания.
Праздники свои ижоры отмечали "без шуму и ссоры, и если явится кто шумной или бранчливый, то тащат в воду и окунят, чтоб был смирен". До наших дней дошли традиционные черты ижорского характера: удивительное трудолюбие и стойкость, гостеприимство и сдержанная доброта.
Календарная обрядность
Из календарных праздников особенно почитались Петров день (29/06), Ильин день (20/07), а затем день Флора и Лавра (1808).
Эти праздники, как и у окрестной води, носили общественный характер, на них варили вскладчину пиво и устраивали пир в одной из больших деревенских риг, которую тщательно прибирали и украшали.
Наибольшее число обрядов было приурочено к следующим датам:
Егорьев день – 23 апреля (6 мая). В этот день происходил первый выгон скота. Перед выгоном каждый хозяин совершал обход скота в своём дворе, взяв в зубы нож. Вечером жгли костры. К этому дню был приурочен так называемый "бабий праздник", в котором участвовали только замужние женщины. Женщины собирались в одном из домов деревни и в складчину устраивали трапезу, обязательным блюдом на которой была яичница. Магические обряды этого праздника должны были обеспечить плодородие
Иванов день – 24 июня (7 июля). В этот день в каждой деревне разжигали костры. По древнему поверью, необходимо три раза обойти вокруг горящего костра, крепко взявшись за руки всем присутствующим, это принесёт им удачу и изобилие. Этнографы отмечали, что кроме зажигания костров у ижоры существовал обычай “соломенных жениха и невесты”, которых сажали на повозки с дровами и загораживали ими проезжие дороги. Многие исследователи отмечают сходство этого обычая с русским. В канун Иванова дня были широко распространены гадания девушек: девушки бросали венки через голову или крышу овина для испытания своей судьбы. По описанию М. Пыляева, в книге “Старый Петербург” Петр I любил останавливаться под кроной липы, росшей из одного корня семью стволами и образующей укромную беседку в районе Красненького кладбища, куда в канун Иванова дня сходились ижорки, жгли костры и резали белого петуха.
Петров день – 29 июня (12 июля). В этот день посещали священные рощи, куда приносили еду и питьё (это рассматривалось как жертвоприношение предкам).
Ильин день – 20 июля (2 августа). В этот день происходили совместные общинные трапезы — "братчины". Для этой трапезы специально забивали быка, либо барана или свинью. Так, в Орлах на Ильин день резали барана голову и внутренности бросали в реку, чтобы водяной не брал потом человеческой жертвы, мясо барана съедали всем обществом. Илью считали покровителем земледелия, поскольку, по народным представлениям, он посылал дождь на поля.
День Флора и Лавра – 18 августа (31 августа). Этот день считали "конским праздником". В этот день пекли ржаной хлеб в форме креста, в середину которого вставляли яйцо. Яйцо получал тот человек, который ухаживал за лошадьми, отвечал за выпас лошадей а хлеб скармливали лошадям.
Обрядность жизненного цикла
Родильная обрядность
Ижорская родильная обрядность мало исследована. После родов к роженице обязательно приходили замужние женщины деревни, приносившие деньги и угощения, подарки «на зубок» новорожденному.
Свадебная обрядность
Ижорская свадьба, как и у многих народов Восточной Европы, была двухходовой. При этом в свадебном обряде долго сохранялись архаичные элементы символики связанной с ритуальным переходом невесты из рода отца в род жениха. Выбор невесты осуществлялся лишь по желанию жениха. Свадебная обрядность ижоры отличалась сложным сватовством, которое делилось на три этапа: 1) первый приезд свата в дом невесты; 2) получение ответа, когда сват и невеста обменивались залогами; 3) обручение. Обязательным элементом второго и третьего этапов было курение всеми участниками обряда табака.
Накануне свадьбы, как невеста, так и жених совершали ритуальное мытьё в бане.
Венчание в церкви происходило обычно перед переездом в дом жениха и свадебным пиром. После венчания невеста возвращалась к своему отцу, а жених — в свой дом, где каждый со своими родственниками, дарящими подарки, праздновал свадьбу по отдельности. На следующий день жених с родичами ехал за невестой, а после угощения, пения «отъезжей» песни все ехали в дом жениха. Затем садились за свадебный стол. Невеста за стол не садилась, а стояла и кланялась на обе стороны, приглашая гостей к угощениям. В XIX веке традиция двухходовой свадьбы постепенно исчезла. Теперь после венчания вся процессия отправлялись в дом жениха.
Непременным элементом свадебного стола были каравай куппелилейбя (в ходе свадьбы эти караваи не ели).
Наутро невеста одаривала родню жениха, взамен её одаривали деньгами. Обряд раздачи подарков, который в прошлом носил ритуальный характер и определял её право войти в новую родню, сохранялся долго. С течением времени этот обряд был совмещён со сбором подарков и денег для молодых. Некоторые исследователи считают, что после свадьбы молодая жена брила волосы на голове и вновь отращивала косы только после рождения первого ребёнка.
Характерной чертой ижорской свадьбы были причитания невесты. Во время варки пива для свадьбы и выпечки свадебного каравая исполнялись ритуальные песни. В доме жениха ритуальные песни исполнялись при его мытье в бане в канун свадьбы и при обувании перед отправлением за невестой. В ходе свадебного пира пели особые песни, поучающие молодых, как вести себя в семейной жизни.
Похоронная обрядность
Похоронный обряд совершался по церковным нормам, однако при этом соблюдалось множество магических обрядов и действий, связанных со старыми представлениями о загробной жизни. В гроб покойнику клали шерстяные вожжи, т.к. предполагалось, что в поездке на кладбище он сам правит лошадью. В могилу при погребении опускали запас еды — хлеб, мясо, горох. В погребальном инвентаре средневековых ижорских могильниках обычно встречается нож. Ещё в конце XIX – начале ХХ века на могиле принято было причитать, что делали профессиональные плачеи.
Несмотря на принадлежность к православию, в похоронной обрядности сохранялись многочисленные языческие пережитки. Ижорское кладбище имело своеобразный вид и напоминало о древних священных рощах. Ижорцы на кладбище ничего не трогали, войти и выйти из него можно было лишь одной дорогой. На могилах ставились кресты, на которые вешали небольшие полотенца с вышитыми на них именами покойников.
Источники:
1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997.
2. www2.childfest.ru/good/42/04/06/new_4.htm
3. http://www.inkpulp.narod.ru
4. www.izora.spb.ru
5. www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287
6. www.russia.rin.ru
Назад в раздел