Орнамент складывается из геометрических фигур ( ромбы, кресты с загнутыми концами, S-образные фигуры, четырёх - восьмиконечные звезды, прямые и косые кресты), изображений растительного и животного мира, стилизованных человеческих фигур. В орнаменте либо выделяются геометрические и сюжетные узоры, либо смешанные, сочетающие в себе разные мотивы. Наиболее древней и яркой группой являются геометрические мотивы орнамента.
Особо следует отметить орнаментальную композицию с женской фигурой. Узоры с антроморфными (женскими) изображениями обычно представлены в традиционной трёхчастной схеме: в центре помещается женская фигура с ромбовидной головой, опущенными вниз или воздетыми руками, в колоколообразном одеянии. По бокам её симметрично располагаются всадники, кони, деревья, птицы, геометрические фигуры.
Среди изображений фантастических птиц-животных особое место занимает мотив двуголовой птицы-коня с туловищем, имеющим сходство с древней ладьёй. А на спине обычно располагается антроморфная фигура либо дерево.
Образы коней изображались в статичных, торжественных позах, с горделиво изогнутыми шеями, с кустами и ветками, произрастающими из их туловища. Более поздние мотивы состоят из изображений крестьянских лошадок и реалистичных всадников, которые обуты в сапоги, а вместо символического дерева рядом стоит вазон.
Особый круг мотивов составляют образы животных и птиц южного происхождения, овеянные сказочным содержанием, - павлины, львы-барсы, двуглавые орлы.
Мотивы самостоятельных геометризованных деревьев очень разнообразны. Это мотивы из хвойных деревьев с многочисленными ветками либо из геометризованных деревьев, имеющих отдалённое сходство с деревом, очевидно, хвойным.
Источник:
Косменко А.П. Карельское народное искусство. – Петрозаводск, 1977.
Назад в раздел