В Карелии издавна пели финские лирические, хороводные, шуточные песни, «жестокие» любовные романсы.
Важной приметой созданных в Карелии музыкальных произведений является их глубокая связь с песенным и поэтическим фольклором.
Особое место в фольклоре карел занимают эпические песни (руны). Большая часть рун была записана на северо-западе Карелии. Обычно руны исполнялись двумя певцами под сопровождение щипкового музыкального инструмента kandeleh, похожего на русские гусли. Рунопевческие традиции стали символом Карелии.
Из эпических песен бытовали героические и исторические. Другие жанры поэтического творчества представлены лирическими, свадебными, шуточными, плясовыми песнями. На севере Карелии получили распространение короткие поэтические произведения joigu - раздольные мелодии, посвящённые любовным похождениям молодых парней. Исполнялись они тоже юношами. В XIX веке под воздействием русских частушек появились рифмованные четверостишья piirileiki laulut.
Эпические и лирические песни, обрядовые песни исполнялись в строгом соответствии с жизненными обстоятельствами.
Оригинальны карельские танцы. Наибольшее распространение получили различные кадрили.
На карельские танцы оказали влияние танцы соседних народностей. Под калевальские, лирические и эпические песни танцевали в кругу, шеренгой и парами. Под песни на рифмованные стихи водили хороводы. Для карельских народных танцев характерна свободная импровизация в ритме музыки. Почти все карельские танцы основаны на шаге, пробежке, или на «парадном» шаге.
Характерен лаконизм: в танцах нет ничего лишнего. Повторяется хорошо знакомый шаг, нет сложных фигур. Карельские народные танцы часто начинаются и заканчиваются кругом.
Крууга – форма коллективных танцев-шествий цепочной или подобием колонны. Распространена преимущественно в Беломорской Карелии, хотя известна почти во всех регионах компактного проживания карелов. Выявлено несколько местных версий крууг. Крууги сложились под влиянием шведских и финских цепочных полосок, а также так называемых «утушных» хороводов русских.
Структура праздничной рухи п. Калевала свидетельствует о приуроченности её к периоду летнего солнцеворота: построение танцоров полукругом, многократные прохождения танцоров в «воротца», наличие ложных ходов – «выворачиваний» цепочки. Танец исполняется и на свадьбах. Его распорядителем является свадебный чин – колдун патьвашка. Крууги принято исполнять в сопровождении песен разнообразных по жанру и этнической принадлежности, позднее - и в сопровождении музыкальных инструментов.
Координация хореографических и музыкально-поэтических ритмических структур характеризуется достаточной свободой. Это касается практически всех локальных версий крууг. Ритмические структуры хореографии и музыки становятся более координированными в сравнении с ритмикой крууг, исполняемых под песни. Некоторые современные крууги в начале XIX века были играми.
Народные танцы - танху - можно разделить на три группы: бытовавшие в Южной Карелии, Приладожской Карелии и Беломорской Карелии.
В прошлом в Карелии бытовало несколько сот игр-танцев (ристукондра, кадриль более 20 вариантов, хумахус, пиирилейки, шинка, крууга, кясикиса и др.). Одна из важнейших особенностей хореографии карел обязательная импровизационная часть танца.
Пиирилейкки или пийрилейкки (piirileikki – игры в кругу - финское, собственно карел.) - музыкально-хореографическая форма традиционной молодёжной культуры финнов, ингерманландцев, беломорских карелов.
Сформировались на основе старых танцев в кругу – rinkitanssi (финское), ringatans (шведское), rinkihyppyt (прыжки в кругу, финское), полсок и обособились к середине ХIХ века. Исполнялись под песни между танцами, сопровождаемыми музыкантами-инструменталистами. Приглашали на пиирилейкки и парни, и девушки. Основа движений – шаг во всем жанровом разнообразии; для финнов и ингерманландцев характерны прыжки в кругу, взявшись за руки или за концы носового платка.
Осенью и зимой карелы вечеряли - собирались вечером в каком-либо доме, где девушки занимались рукоделием, а парни пели и аккомпанировали. В перерывах все вместе играли в игры. Обычно, когда вечеряли, не танцевали.
Источники:
1. Косменко А.П. Карельское народное искусство. – Петрозаводск, 1977.
2. www.culturemap.ru
Назад в раздел