Семейные и календарные обряды карел конца XIX - начала XX века были близки севернорусским.
Среди семейных обрядов относительно несложной была родильная обрядность, в которой преобладали санитарно-гигиенические и религиозно-магические ритуальные действия. Для карел характерна развитая традиция обрядовой причети.
На похороны и свадьбы приглашались специальные плачеи, исполнявшие импровизированные плачи. Для обрядовых плачей карел характерны иносказание, развитая метафора, ритмический рисунок текста, созвучие начальных звуков слова, импровизация.
До сих пор сохраняются элементы традиционной родильной, свадебной и особенно похоронно-поминальной обрядности.
Сохраняются многие элементы языческих верований.
Карелы очень берегли свой скот. Повсеместно соблюдали традицию первого выгона скота в день Егория (23 апреля) - покровителя скота. По древнему обычаю хозяйка дома с колокольчиком на шее трижды обходила дом по солнцу и затем надевала колокольчик на шею коровы, что якобы оберегало скот от всего дурного. Затем в шерстяных рукавицах скот выводила так, чтобы животные переступали через кочергу, давала им кусочек пресной лепёшки, испечённой в Великий Четверг, и произносила специальный заговор.
Характерными являлись летние общественные праздники с жертвоприношениями животных (баранов, бычков, тёлок или овец). Они, по верованиям карел, обеспечивали прирост скота, обильный урожай, отводили от общины угрозу засухи и эпидемий животных. Особое место занимал праздник Kegrin paiva, завершавший уборку урожая.
Сельский фольклорный праздник юмора в д.Киндасово проходит ежегодно 12 июня с 1985 года, а с 1986 года приобрёл статус районного.
«Киндасово» в переводе с карельского означает «Рукавицино» и живут в нём незадачливые киндасовские мужики, которые всё делают невпопад. Герои киндасовского праздника взяты из известного в Карелии сборника баек «Были-небылицы», изданного в 1973 году. Это мини-сказки с парадоксально-юмористическими сюжетами – плод фантазии трудолюбивых и весёлых предков нынешних карел.
Ежегодно на праздник собираются весельчаки и юмористы из разных уголков Карелии, России и зарубежных стран. Не оставили без внимания Киндасово и знаменитые болгарские юмористы из Габрово.
Источники:
1. Клементьев Е.И. Этнографический очерк «Карелы». - Петрозаводск, 1991.
2. Народы России: Энциклопедия. - Москва, 1994.
Назад в раздел