Основной формой духовной культуры карел являлось устно-поэтическое творчество.
Эпос карел считается одним из наиболее архаичных в мировом фольклоре. Он формировался в основном в I тысячелетии новой эры, древнейшие пласты возникли в более раннее время.
Прозаические фольклорные произведения представлены историческими, топонимическими преданиями, легендами о кладах. Многочисленны различные сказки, малые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки). В настоящее время карельский фольклор оказывает заметное влияние на развитие профессиональной культуры Карелии. Писатели карелы создают свои произведения в основе на русского и финского языка.
Фольклор представлен древнейшими эпическими песнями (рунами), сопровождавшимися игрой на щипковом инструменте кантеле. Эпические песни (руны), собранные финским исследователем Э. Лённротом, составили основу “Калевалы”. Карело-финский эпос «Калевала» записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, насчитывает 22 795 стихов. Начиная с 1935 года мировая общественность ежегодно 28 февраля отмечает «День Калевалы», день, когда Э.Лённрот подписал предисловие и передал «Калевалу» для публикации. Она вышла в свет в 1836 году двумя книгами тиражом в 500 экземпляров.
В 1849 году Э. Лённрот издал второй, значительно расширенный вариант поэмы, состоящий из 50 глав (песен), насчитывающих 22795 поэтических строк. К настоящему времени «Калевала» переведена более чем на 50 языков, известно также около 150 её прозаических изложений, сокращённых изданий и фрагментарных вариаций. Последний русский перевод «Калевалы» выполнен фольклористом Э.Киуру и поэтом А.Мишиным в 1998 году, спустя 110 лет после появления известного перевода Л.Бельского. По «Калевале» создано несколько кинофильмов, спектаклей и театральных постановок в Финляндии, Венгрии, России, в том числе в Карелии и Республике Марий Эл.
По утверждению исследователей, этому произведению не менее 4000 лет и оно существовало задолго до образования карельского и финского народов. Именно земле Карелии мы благодарны за сохранение этого величайшего наследия предков. И это далеко не последняя нематериальная ценность, которую жители страны священных озёр сохранили для нас.
Перечислим основные эпические сюжеты:
1) мироздание из яйца морского ястреба или утки;
2) кузнец Ильмаринен выковывает небосвод;
3) состязание Вяйнямейнена и Ёукахайнена в пении и силе магических заклинаний;
4) рождение огня;
5) рождение железа;
6) руна об изготовлении Сампо;
7) руна о Большом дубе;
8) освобождение солнца и месяца;
9) рождение медведя;
10) погоня за лосем и т.д.
Калевала - один из немногих величайших памятников человеческого Знания, дошедших до наших дней. Калевала стоит в одном ряду с такими текстами, как Дао - Дэ цзин, Библия, Веды, Авеста, Коран. Это сконцентрированная мудрость северных народов, воплощённая в эпосе. Читать её и понимать - значит познавать код бытия наших предков.
Чудесное рождение Вяйнямёйнена
Согласно эпическим рунам, герои Калевалы родились от чудесного зачатия. Девушка Иро расчёсывала волосы на морском берегу. Её гребень упал в море: Иро долго искала свой гребень, но нашла лишь три волоска. По поверьям, нельзя было выбрасывать или сжигать волосы - с хозяином волос могло случиться несчастье. Иро положила находку за щёку и от этого зачала.
У неё родились три сына, и дева решила не носить их к попу, а сама дала им имена.
В некоторых рунах дети сами придумывают себе прозвания. Первого стали называть Вяйнямёйненом, второго - Еукахайненом, третьего - Ильмариненом.
Певческое искусство Вяйнямёйнена - искусство заклинателя. Его песнопениями не только сотворён мир. Без них «исчезнет в мире радость», и даже скот станет неплоден. Вяйнямёйнен создал также скалы, рифы, выкопал озёра, полные рыбы.
Источники:
1. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. - М., 2003.
2. Степанова А.С. Устная поэзия тунгудских карел. - Петрозаводск, 2000.
Назад в раздел