Материалы археологических раскопок говорят о том, что древние коми были искусными охотниками и рыболовами, земледельцами и скотоводами. Были развиты металлургия и металлообработка, косторезное дело, деревообработка, плетение из лыка и бересты, прядение и ткачество и др. Древние коми поддерживали оживленные торговые связи с окружающим миром. В обмен на меха на Север поступали каменные и стеклянные бусы, серебряные и бронзовые украшения.
Главными занятиями у коми были земледелие (трехполье в сочетании с подсекой) и животноводство. Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские коми стали не ранее конца XVII века, по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований и к концу ХIХ в. по праву считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера. Отличительной чертой ижемского оленеводства была его высокая товарность, хорошо поставленная селекционная работа, оптимальный половозрастной состав стада. Выпас производился крупными стадами численностью около 2 тысяч голов с помощью оленегонных собак и при круглосуточном надзоре пастухов.
Пашенное земледелие базировалось на удобрении почвы навозом. Основные культуры — ячмень, рожь, лён, конопля, репа. При обработке земли на подсеках использовались ручные орудия - нечто среднее между топором и секирой, для заделывания семян применяли борону-суковатку. Основным пахотным орудием была соха с двумя железными ральниками. В начале ХХ в. у коми получили распространение вятские косули и другие сохи-односторонки, плуги имелись только у некоторых зажиточных крестьян в южных районах. В конце ХIX - начале ХХ вв. широко распространились бороны с железными зубьями, которые использовались на тяжелых почвах. Пахота считалась мужской работой, боронили обычно подростки. Сеяли вручную из берестяных лукошек, преимущественно мужчины. Женщины производили ручную уборку зерновых серпом. Сжатый хлеб связывали в снопы и складывали в суслоны, в зароды или скирды. На подсеках сжатый хлеб оставляли в снопах часто до зимы, а иногда его и молотили там. В северных районах, где зерновые часто не дозревали, их развешивали в снопах на пряслах. Перед молотьбой снопы сушили в овинах. Молотили вручную цепом или кичигой (деревянным молотилом с выгнутым плоским концом) на специальном току, устроенном на гумне. Провеивали зерно при помощи специальной лопаты. Мололи зерно для личных нужд на ручных жерновах, а в южных районах - на водяных мельницах. Для приготовления круп в каждом хозяйстве имелась деревянная ступа. Несущественное товарное значение земледелие имело лишь в южных районах Коми края, на севере регулярно производился закуп недостающей земледельческой продукции.
Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство. В значительном количестве каждая крестьянская семья запасала на зиму различные ягоды. Их употребляли в пищу в сыром виде, как начинку в пирогах, делали варенье, кисели, собирали для продажи. У печорских коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом количестве весной запасали березовый сок. У всех этнографических групп коми (кроме северных коми оленеводов) была распространена заготовка на зиму грибов (засаливанием и сушением). Большое значение приобретало собирательство весной и в начале лета, когда наблюдалась общая нехватка продуктов питания. В это время, преимущественно детьми, производился массовый сбор различной зелени. К особой разновидности собирательства можно отнести заготовку т.н. пищевых суррогатов (различных примесей к муке), особенно распространенную у северных и восточных коми. Основной суррогатной добавкой традиционно служила пихтовая кора.
Наиболее массовое распространение у коми издавна имели деревообрабатывающие ремёсла: художественная обработка дерева, резьба и роспись по дереву. Плетение из ивовых и черёмуховых веток, бересты.
В XIX в. получили развитие такие промыслы как портняжное, шерстобитное, пимокатное, коновальство, углежжение, заготовка руды для нужд металлургических заводов. Традиционные ремесла у коми в XIX - начале ХХ вв. в значительной мере оставались еще в рамках домашней промышленности как подсобные внеземледельческие занятия. Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство крестьян в пореформенный период стимулировало изготовление продукции на заказ, образование слоя кустарей-ремесленников, появление мануфактур. Дифференциация ремесел и других видов домашнего производства происходила замедленными темпами, уровень развития и формы организации труда различных ремесел имели существенные отличия. Распространенные у коми прядение и ткачество и в начале ХХ в. не поставляли продукцию на рынок, в то же время крашение домотканных холстов уже вышло из рамок домашней промышленности. Окраской сукон, холстов и их набивкой занимались специалисты-ремесленники, бравшие заказы от местных крестьян. К группе ремесленников можно отнести и скорняков-овчинников, которых насчитывалось в начале ХХ в. по 2-3 человека в каждой волости. Работали по заказу на материале потребителя также сапожники, валяльщики. Преимущественно на рынок поставлялась продукция бондарного, ложкарного, рогожного и некоторых других производств. некоторые ремесла; например, шитье одежды, получили характер отхожих промыслов. Отдельные ремесла (кожевенное, замшеделие) к началу ХХ в. приобрели характер капиталистической мануфактуры. Выделка кож стала производиться преимущественно на кожевенных заводах. В Печорском крае в 1900 г. было 62 замшевых "завода" - специальных изб, оборудованных для выделки оленьей замши. На некоторых из них применялось даже разделение труда. Характер домашнего производства сохраняло у коми гончарство, изготовление берестяной и деревянной посуды. Поставкой изделий на рынок занимались лишь отдельные кустари-ремесленники. Слабо дифференцированы были столярное и плотничье ремесла. Преимущественно для себя изготовлялись и лодки, сани, лыжи и другие средства передвижения. Обработка металлов была мало развита. Из других ремесел следует отметить верхнемезенских коновалов, ремесло которых было потомственным и переходило по наследству по мужской линии. Технология, инструментарий и продукция коми традиционных ремесел были достаточно универсальны для всего Русского Севера. Можно выделить архаическую технику ленточно-жгутового налепа при производстве гончарной посуды. Этническая специфика находила отражение в традиционном геометрическом орнаменте, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильном орнаменте, оригинальные зооморфных сюжетах росписей по дереву и меховой мозаики у северных коми.
Издавна коми крестьяне владели навыками смолокурения, и каждое хозяйство собственными силами обеспечивало свои потребности в этом продукте. В конце XIX в. первостепенное значение приобрели заготовка и сплав леса.
Распространённым видом женского рукоделия было ткачество. На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, белоснежный холст для рубах, узорные браные полотенца. Материалом для тканья были лён и конопля.
Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса.
Значительную роль играли охота и рыбная ловля. Один из исследователей быта народа коми, К.Попов, так писал в конце XIX века: «Если бы нужно и можно было писать историю зырян, то надо бы было писать историю их охоты». Подобное утверждение, конечно же, несколько преувеличивает значение охоты в жизни коми, но тем не менее, нисколько не уменьшает того вклада, которое внесло промысловое население в традиционную культуру народа коми. Специфическая модель комплексного присваивающе-производящего хозяйства, присущая коми, сочетающая земледелие и скотоводство с охотой, рыболовством и домашними ремеслами, оказалась наиболее адаптированной для территории Коми края с его достаточно суровым климатом. То существенное значение, которое занимали охота и рыболовство в хозяйстве коми, позволило сохранить все многообразие промысловой культуры в относительно мало измененном виде вплоть до начала XX века.
Специфические особенности жизни промысловиков коми: длительное пребывание вдали от дома, тяжелые условия охотничьего быта, постоянная борьба с суровой природой Севера, послужили причиной возникновения и сохранения ряда правовых норм и правил - своеобразного неписаного морального кодекса, регламентирующего все стороны взаимоотношений как между самими охотниками, так и с природой. Ознакомление с промысловой моралью начиналось в процессе обучения ребенка охоте. Правила эти предписывали уважение к чужой собственности, бережное отношение к лесу и его обитателям, достойное поведение в промысловом коллективе, честность при разделе добычи. Среди коми охотников особенно ценились такие черты характера как взаимовыручка, верность данному слову. Тесную связь с промысловой моралью обнаруживают религиозные воззрения коми, связанные с промысловыми культами - почитание и одушевление отдельных видов деревьев, зверей и птиц, огня.
Промысловый сезон у коми охотников подразделялся на два периода: осенне-зимний (арся вöралöм) и весенне-зимний (тöвся-тувсовъя вöралöм). Начало сезонов у коми обычно было приурочено к постоянным церковным праздникам. В первые месяцы осеннего сезона (начинался с Успения, 28 августа н.ст.) до наступления холодов, промысел чаще всего велся в ближних угодьях на боровую и частично водоплавающую дичь. Во вторую половину - в основном на пушных зверей и частично на боровую дичь. В конце ноября и в декабре (ближе к Николе зимнему, 19 декабря н. ст.) охотники с добычей возвращались домой. На весенне-зимний промысел коми охотники выходили в январе (после Крещения, 19 января н. ст.). Охота велась преимущественно в дальних угодьях, в основном артельным способом, на пушных, реже - на копытных животных и боровую дичь. Основными объектами промысла в оба периода были рябчик, тетерев, глухарь, различные виды уток и гуси, в тундре - белая куропатка; из пушных - белка, заяц, горностай, норка, куница, лисица, песец, реже - рысь, выдра, росомаха, волк и медведь. Из копытных добывали лосей и диких оленей.
Источник:
http://www.komi.com
Назад в раздел