Наибольшее массовое распространение у коми имели деревообрабатывающие ремёсла. Мебель была простой формы, несколько массивна, почти без элементов декора. Изделия расписывались редко, так как совершенная пластическая форма, красивая текстура древесины не нуждались в дополнительном декоре. Немало домашней утвари делали из дранки, ивовых и черёмуховых веток, сосновых и еловых корней. Но всё же лучшим материалом для плетения считался сосновый корень, гибкий, красивого глянцево-жёлтого цвета. Плели в основном спиральным плетением.
Излюбленным материалом у коми была береста, лёгкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая. Изделия из бересты украшались тиснением, наложением друг на друга полосок бересты с фестончатыми краями.
Художественная обработка дерева представлена несколькими видами: объёмной и орнаментальной резьбой, церковной скульптурой, кистевой и графической росписью.
Наибольшее развитие получила объёмная резьба. Орнаментальный декор использовался в виде трёхгранно-выемчатой и контурной резьбы, мотивы которой были несложные: крестообразные фигуры, уголки, розетки. В одних случаях резные элементы организованы в горизонтальную полосу, в других они образуют сплошную, как бы мерцающую мелкоузорную композицию. Графическая чёткость и мелкий масштаб мотивов придают композициям особое изящество.
Удорская свободно-кистевая роспись (бассейн Вашки и Мезени) выполнялась сезонно работающими мастерами-отходниками. Росписью расписывались фронтоны домов, мебель, сундуки. Основные элементы росписи - это традиционный растительный орнамент: цветы, бутоны, букеты в вазонах, «дерево жизни».
Едиными для всего стиля верхневычегодской росписи являлись техника плотного кистевого мазка, слаженность колорита и своеобразная розеточная орнаментация. В зависимости от форм украшаемых предметов менялась композиция, масштабы росписи. Поверхность изделия предварительно покрывалась плотным слоем краски, как правило, мягкой тональности (красной, оранжевой, коричневой, тёмно-синей). Таким образом создавался фон, на который орнаментальная композиция наносилась чёрной, белой, голубой, жёлтой и зелёной красками ярких оттенков.
Кроме вышеперечисленных различают «подражательную» и «индивидуальную» росписи, а также росписи старообрядцев.
Основным приёмом декорирования меховых изделий у коми является мозаика - выполнение орнаментальных композиций из контрастных по цвету кусочков меха и введение в композицию разноцветных суконных и замшевых деталей.
В гончарстве у коми преобладающей техникой была лепка сосудов ленточно-жгутовым способом.
Преобладающие способы обработки металла: техника ковки и бронзовое плоско-рельефное литьё.
Привозные и местные изделия использовались для украшения женского и мужского костюмов коми. Для культур многих финно-угорских народов, в том числе и коми, в древности было характерно искусство «звериного стиля». В образах пермского звериного стиля отразились представления древних жителей нашего края о мироздании, календарные представления, культ предков, промысловые культы, идеи о продолжении рода.
На вязаных изделиях изображали орнаментальные мотивы, цветовая гамма узоров различались не только по районам, но и по принадлежности к определенному полу и возрасту.
У коми существовало несколько видов техники тканья: закладная, бранная, многоремизная, что позволяло ткать белые, цветные, орнаментированные холсты. Вышивали золотыми и серебряными нитями, часто встречалась вышивка крестом и филейная вышивка.
Назад в раздел