У коми распространены мифы о сотворении мира в результате борьбы двух божеств, Ена и Омöля, двух братьев-демиургов, носителей энергий созидания и разрушения.
Основой коми эпоса являются сюжеты борьбы народа за свою независимость. Различают десять основных персонажей локальных коми преданий. Наиболее известны Яг-Морт, Пера-богатырь, Кöрт-Айка, Шыпича, Йиркап.
Христианских легенд немного.
Различают три группы преданий, в которых образ чуди является основой:
1. Чудь воинственная. Она воюет то между собой, то - против коми, поселяющихся на места, ранее уже освоенные чудью.
2. Чудь-язычники. Они гибнут или бегут с насиженных мест от христианизации.
3. Чудь как категория людей, объединившихся по роду деятельности (шайка разбойников) или как существа, наделённые сверхъестественными свойствами.
Как Пера к царю ходил
Однажды к Пере приехали на паре коней. Прислал царь просить Перу. Пера, дескать, зовут к царю. Пера, говорят, ответил: я, дескать, на сани с лошадьми не сяду. Мне, дескать, только скажите, в каком направлении идти. - На запад, дескать, надо идти, - ответил посланцы.
Пера встал на лыжи и пошёл. На неделю раньше Пера прибыл к царю, чем те, что приехали на паре лошадей. Царь ему сказал: неприятель, дескать, пускает на мои войска колеса и губит людей; ты, дескать, эти колёса, когда они катятся, поймай. Пера пошёл, схватил катящиеся колёса и сломал. Царь очень хорошо угостил его в своём дворце и говорит: «Давай, ложись на мою постель и спи».
На следующий день царь встал и спрашивает у Перы: «Каково спать на моей постели?» - «Хуже, чем около моей нодьи», - отвечает Пера. «А покажи мне, какова твоя нодья?» - заинтересовался царь. Пера разжёг нодью под окном дворца и стал там спать. У моей нодьи, дескать, лучше всего спать.
«Что тебе в награду?» - спрашивает царь. «Мне нужна только роща Рупта, кроме неё мне ничего не надо», - отвечает Пера.
Царь дал ему рощу Рупту навеки. Пера отправился обратно в свою рощу Рупта.
Источник:
http://www.kominarod.ru/
Назад в раздел