Из фольклорных жанров наиболее популярны пословицы, былички, частушки, колыбельные песни, предания о завоевателях (литве, турках, панах), о кладах, о происхождении названий географических объектов. Бытуют также причитания (в настоящее время похоронные), сказки, лирические песни.
Из музыкальных инструментов до начала XX века сохранялось кантеле, вытесненное гармонью, чаще всего с минорным ладом.
По мотивам вепсского музыкального фольклора профессиональными композиторами написаны «Вепсская рапсодия» Р. Пергамента, «Вепсская сюита» Л. Вешкарёва, «Фантазия на вепсскую тему для квартета кантеле» А. Голланда.
Вепсская хореография прошла тот же путь, что и танцы юга Карелии. Правда, старые жители, утверждают, что контры и им подобные танцы у них не танцевали, что это чисто карельские танцы. Основой старинных вечеров были кадрили, а из игр обычно заводили келику. Во время кадрили юноша мог начать танцевать с одной девушкой, через фигуру пригласить другую, а закончить кадриль с третьей. Девушки в долгу не оставались, и зло высмеивали юношей в дразнилках. Такова, например, сякки варвакки, в которой доставалось не только богачам, но и упрямцам и гордецам.
Сохранились воспоминания и о танце вланце. Хотя подробно записать его не удалось. Вепсы легко отказывались от старых танцев и переходили к новым, поэтому невозможно установить, что танцевали до кадрилей.
Трудно встретить более независимое, заносчиво-горделивое исполнение танцев. За внешней бравадой нередко скрывается чувствительная, ранимая душа исполнителя.
Источники:
1. www.ru.wikipedia.org
2. www.rchgi.spb.ru
Назад в раздел