Среди эпических жанров фольклора представляют интерес зачатки исторического эпоса — предания о первых насельниках местного края, так называемых панах-предках, а также о древней чуди. Развит сказочный эпос (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения.
В основе календарной обрядности вепсов лежит православный церковный календарь. Важными являлись Святки, Пасха, Троица, Егорьев день, Иванов день. Но имеются локальные различия в значимости тех или иных праздников у разных групп. Так, у южных вепсов особую значимость приобрели Маковей (1/14 августа) и Sirґ ****, приуроченный к празднику иконы Казанской Божьей матери (8/21 июля), и Ильинская Пятница.
Как праздновалось Рождество?
Первый день Рождества и первый день Нового года вепсы праздновали очень широко.
Вечером накануне Рождества колядовали. Коляду кричали под окнами, колядующих (пели, в основном, дети) одаривали гостинцами. Исполнялись колядки как на вепсском, так и на русском языках:
"Коляда, коляда!
Подай пирога
Накануне Рождества!
Кто даст пирога - тому
Целый двор скота.
А кто не даст пирога -
Тому измажем ворота!"
После Рождества начинались Святки, которые продолжались до Крещения. Наиболее ярким явлением в вепсском святочном комплексе было ряжение, в котором принимали участие люди всех возрастов. Одевались "лошадью", "медведем", "журавлём", "быком", устраивали драматические представления. Например, "журавль" гонялся за присутствующими, норовя долбануть клювом. "Медведь" в вывернутой наизнанку шубе рычал и изображал, как малые ребятишки горох воруют, как девушки румянами красят лицо.
Распространено было переодевание мужчин в женщин, а женщин - в мужчин. Также изображали солдата, лесоруба, цыгана, всевозможных страшилищ: чертей, бесов, бук. Тот, кто выбирал подобный костюм, должен был в Крещение выкупаться в проруби. Ряженые своих лиц не показывали и все делали молча.
Во время святочных игр разрешались "незлые забавы", например, у соседа дверь подпереть с улицы или поленницу дров своротить.
Свадебная обрядность
Многие обряды, например, свадебный обряд, схожи с обрядами русского Севера. Вепсская свадьба сопровождалась целым комплексом обрядов, была событием веселым, многолюдным, интересным не только для родственников, но и для всей деревни.
Браки заключались в 15-17 лет. Перед сватовством юноша должен был получить благословение родителей на женитьбу.
Отношения двух сторон скрепляли особым обрядом - крещением глаз. Затем зажигали свечу перед иконой, молодые стояли на шубе, которая лежала мехом вверх, отец иконой благословлял молодых. Они целовали икону, кланялись отцу и матери, крёстному и крёстной.
Перед свадьбой устраивались вечеринки, где собиралась молодёжь, катания на лошадях и игры. Обязательно устраивали и девичью баню, куда с причитаниями и плачами вели невесту. Считалось, что в бане молодая девушка прощалась с "вольной волюшкой".
Венчались молодые в церкви. Когда молодые подъезжали к дому, их встречали стрельбой из ружей, на дороге горели костры, в которых часто жгли старые берестяные кошели, лапти. К дому жених нёс невесту на руках. На крыльце их встречали отец и мать с иконой. Жених и невеста целовали икону, кланялись в ноги родителям. Им на голову бросали куриный пух, чтобы жили они в дружбе и согласии, нарожали детей. Бросали также ячмень и перья из решета, чтобы жили богаче и легче. Первым в дом заходил дружка, совершая магические действия: три раза крестил кнутом двери и молодых. Затем молодых сажали на пуховые перины, гости, перекрестившись, заходили в дом.
Невеста, прощаясь с домом, подходила к печи, прикасалась к ней, просила прощения. Когда она приходила в новый дом жениха, то первым делом подходила к печи и просила у неё разрешения и согласия на житьё.
Родильная обрядность
Родильная обрядность потеряла свою актуальность, но некоторые её элементы сохранились, в частности, запреты беременной, предохранение новорождённого от сглаза, лечение ряда детских болезней народными средствами, желание привить новорождённому положительные качества.
Хозяйничать беременная женщина должна осторожно - не бить животных, не сажать на яйца курицу, не ласкать кошек. Строго запрещалось убивать в лесу змею; увидев ее, надо сплюнуть три раза и быстро удалиться. Считалось, что быстрому и благоприятному разрешению родов способствовала тяжёлая физическая работа вплоть до самых схваток.
Самым известным способом помощи роженице считалось неожиданное брызганье ей в лицо изо рта. Вепсы очень боялись сглаза, поэтому начало родов скрывали даже от самых близких людей. Женщины уходили рожать в хлев, в подпол, в сарай, в поле, в лес. А чтобы ребёнок не плакал, ему мазали золой лицо, тем самым защищая от сглаза.
Погребально-поминальная обрядность
Погребально-поминальная обрядность сохранилась до настоящего времени, в том числе и так называемые "весёлые" похороны, когда во время похорон и при поминках, по прижизненному пожеланию умершего, играют на тех же музыкальных инструментах, что и он, и исполняют его любимые песни. Во время следования с гробом на кладбище первому встреченному человеку делают подношение — пирог на полотенце (если умер мужчина) или на платке (если умерла женщина). Поминки справляются на 3-й, 9-й, 20-й, 40-й дни и через 1 год.
До сорокового дня в начале ХХ века на могилу втыкали палку, а только потом ставили крест. Иногда, у средних вепсов, могилу покрывали сверху широкой доской.
Южные вепсы на могилы детей вместо крестов устанавливали можжевеловые деревца.
Сохраняются многие языческие верования (почитание духов растений и животных).
Сохраняется почитание таких деревьев как ель, можжевельник, рябина, ольха. Без надобности деревья не портят, даже не ломают ветку. Если есть поблизости лужа, вепс никогда не будет мыть грязные сапоги в озере или реке, он помоет их в луже. С деревом, инструментами для его обработки, связан целый пласт вепсской духовной культуры. Топор был не только орудием труда плотника, лесоруба, но - и лечебным средством. Если у вепсского крестьянина болела спина, его клали на порог, брали метёлку и ударяли по ней топором, приговаривая при этом: «Что рубим?.. Прострел!.. Рубим на всю жизнь!».
Имеются древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья ozamadooћet. Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей.
Вепсы очень почитали и уважали своих стариков. Очень распространен был обычай "тайной милости": помощь одиноким старикам. Под окнами их домов ставили молоко, хлеб и т.д. Проснулся утром - а под окном гостинец, и помощь получалась не оскорбительной. Вепсы говорили: "Молодости не воротишь, а старости не избыть".
Источники:
1. www.ru.wikipedia.org/wiki/вепсы
2. www.vepsy.spb.ru
3. Фото с сайта http://vinnici.ru/foto_02.php
Назад в раздел