На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Религия



Обращённые в XVIII веке в православие марийцы сохранили языческие верования. Среди восточных марийцев есть мусульмане.

Ядром духовной культуры марийцев являлись народные верования и культы. Они регулировали все сферы общественной, семейной и личной жизни, оказывали непосредственное воздействие на повседневную жизнь каждого марийца, определяли мировоззрение, характер, поведение, ценностные ориентации и моральные установки людей. Благодаря этому народные верования и традиции в сознании людей выступали как духовная опора и надежда, сплачивали народ, помогали ему сохранить свои самобытные черты.

Отличительной чертой традиционных верований марийцев являлось почитание окружающего мира, природы, которая олицетворяла собой божественное начало. Весь природный мир, включая и самого человека, являет собой внутреннюю сущность божественного, поэтому в глазах верующих обладал самоценностью. Предки марийцев, наблюдая за природой, постигали волю божеств, на основе которой учились жить, регулировали общественные отношения. Согласно верованиям мари, представители растительного и животного мира являются сознающими сущностями, обладают восприятием, духовной силой. Поэтому полагалось почитать их силы, устанавливать с ними добрые отношения, не противоречить им. Вся окружающая природа наделялась марийцами жизненной силой, душой, духами, демонами и божествами-покровителями. Существовало представление о множестве душ. Марийцы верили, что материальные (неживые) предметы, растения обладают душами-двойниками. Живые существа кроме этих душ-двойников имели еще настоящие душу. До настоящего времени сохранились отголоски фетишистского отношения к предметам быта и явлениям природы, почитания птиц (лебедя, дикого гуся и др.), животных (лося/оленя, медведя, коня) и т.д. Деревья воспринимались как живые существа, покровители рода, хранители жизненной силы.

Своеобразной формой сакрализации права родовой группы на территорию обитания был культ духов – хозяев определенных территорий «водыж», «вадыш». Они охраняли наиболее значимые для людей места их обитания (дом с очагом, усадьбу, селение, водоемы, общинные луга и поля, земные недра). В каждом жилище обитал свой «водыж».

Покровителем рода и родственной группы являлся дух Керемет. В его синкретизированном образе переплелись представления о почитаемых силах и явлениях окружающей природы (деревья, птицы и животные, реки, ключи, камни, возвышенные места), духах «водыж», душах умерших, предков, мусульманских святых. «Кереметам» молились в специально отведенных рощах, которые также назывались «кереметями» (керемет ото). Выделялись «керемети» этнических групп.

Хранителями и распространителями знаний об окружающих человека таинственных духах и демонах, способах их умилостивления выступали заклинатели, колдуны, ворожцы, прозорливцы и др., с помощью которых марийцы пытались наладить свои отношения с миром сверхъестественного в целях избавления от колдовских чар, налаживания жизни в семье и общине и т.д. Они же занимались выполнением охотничье-промысловых, сельскохозяйственных, лечебно-предохранительных, любовных, вредоносных, метеорологических и других видов магических обрядов, нередко используя при этом некоторые элементы шаманства.

Важное место в культовой практике народа занимало почитание душ умерших, продолжающих жить после физической смерти человека в потустороннем мире. Особую роль в жизни марийцев играл культ предков «тошто ен» (старый человек) или «тошто марий»(старые марийцы). Предки обладали способностью регулировать семейные, общинные отношения, налаживать контакты с духами и божествами, помогать людям в хозяйственных делах.

Неотъемлемой частью верований мари был аграрный культ. Он проявлялся в почитании земных покровителей: богини земли (Мланде ава), ее «господина» (он, хан), рождающей силы (Мланде шочын), хранителя спорины (Мланде перке), пророка (Мланде пиямбар), распорядителя (Мланде саус), духа, владеющего ключами от подземных кладовых (Мланде сравоч) и др.

Люди верили, что во всех полях, земельных участках обитают свои покровители.

Надежным средством умилостивления божеств считалось жертвоприношение в священной роще «кусото».

Марийцы до начала XX века официально числились православными. Они были принудительно окрещены в XVIII веке. Крещение носило формальный характер, новокрещеные не знали элементарных основ православного учения. Вплоть до начала XIX века не была налажена в крае и проповедническая деятельность. Марийцы втайне от властей продолжали соблюдать свои традиционные культы. Чтобы предотвратить возврат новокрещеных к традиционным верованиям, добиться сознательного восприятия ими основ христианства, в 30-50-х годах XIX века были назначены особые миссионеры. Усилился административный контроль за сторонниками дохристианских культов. Распространение православия раскололо религиозное единство народа. Некрещеные марийцы жили в Уфимской, Пермской, частично Вятской и Казанской губерниях. Себя они  называли чистыми, неоскверненными – «чимарий».

Православие оказало заметное влияние на горных мари. Однако и здесь сохранялось почтительное отношение к стихийным силам природы, которые воспринимались как проявления дохристианских божеств.

Большинство марийцев придерживалось православно-языческих синкретизированных культов: продолжало выполнять языческие культы, не отказываясь и от услуг православной церкви. Многие образы традиционных божеств были идентифицированы с образами христианских святых.

Переломным моментом в истории марийской традиционной религии стало принятие Закона РФ «О свободе вероисповедания» 25 октября 1990 года. Марийцы получили официальное разрешение на проведение коллективных молений в священных рощах. Усилиями общественных объединений и религиозных активистов в 1991 г. Было создано религиозное объединение «Ошмарий-Чимарий» (буквально «Белые мари» - истинно соблюдающие веру предков). В настоящее время официально функционирует Республиканское объединение традиционной марийской религии, руководителем которого является А.И. Таныгин.

Участники возрождения традиционной религии проводят моления, научно-практические конференции, распространяют тексты языческих молитв и заклинаний. Ведутся работы по сближению культовых традиций территориальных групп марийцев, выработке единых концептуальных основ религиозного учения.



Назад в раздел




Календарь праздников
2
декабря
2024











Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]