Социальный институт
Предки нганасан жили группами, в которые входило 20-30 мужчин-охотников, соответствующее количество женщин и дети.
Авамские нганасаны делились на пять патрилинейных родов, вадеевские - на шесть. Руководителями рода были старейшие люди, которых позже выбирали в "князцы". "Князцы" представляли свой род перед русской администрацией. В их функции входил сбор ясака, разбирательство правонарушений. Среди членов рода и между дружественными родами был распространён обычай взаимопомощи. Нетрудоспособных членов обедневшей семьи отдавали на прокорм в зажиточные хозяйства.
Места традиционного кочевания и поколок были закреплены за группами из шести-семи родственных семей и считались собственностью рода. Границы этих территорий тщательно соблюдались. Запрещались браки между родственниками по обеим линиям до третьего поколения. Выплата калыма или отработки за невесту были обязательны.
Распространён был левират. Случаи многожёнства редки и встречались в основном среди зажиточных людей.
В настоящее время происходит сильная ассимиляция нганасан другими народами, проживающими на Таймыре, как коренными, так и приезжими. Много смешанных браков.
Источники:
1. http://russia.rin.ru/guides/4683.html
2. Вехи древних путей. Исторические предания нганасан. Сост. К.И.Лабанаускас.- «Изд-во «Дрофа» Санкт-Петербург», 2002 г.
3. Жовницкая С. Н. Народ «ня» - «настоящие люди» // Финноугория. Этнический комфорт. Выпуск 1 (6). 2009.
Назад в раздел
|