Селькупы, считаясь официально крещёнными, продолжали сохранять древние религиозные представления и обряды.
Верили в духа -"хозяина" леса (мачиль лоз), духа -"хозяин" воды (уткыль лоз) и т.п. Чтобы обеспечить успех в промысле, "хозяину" леса и "хозяину" воды приносились жертвы.
В общих представлениях о мире добрым началом являлось божество Ном (Нум), злым началом представлен дух Кызы. Кызы имел множество духов-помощников, которые, "как ветер", проникали в человеческое тело через кожу, вызывали болезнь, поедая тот или иной орган. Они вселялись в человека в виде червяка или насекомого и двигались по кровеносным сосудам. Поэтому шаман, приступая к лечению больного, задавался целью выгнать непрошенного гостя из тела больного. Духи (лозы) шамана "гоняли" в человеке злых лозов, стараясь выгнать их на поверхность тела. Со смертью человека злые лозы не гибнут, а "уходят на ветер" и проникают в другого человека.
Причина болезни объясняется и тем, что злой дух якобы похищал у человека одну из его душ. В таких случаях шаман отправлялся на поиски похищенной души. Если ему удавалось найти её и водворить на место, он выздоравливал, в противном случае - умирал.
Одним из своеобразных обрядов в шаманстве селькупов, существовавшим также у кетов, была церемония "оживления" бубна и других предметов шаманского облачения. В селькупских представлениях бубен являлся оленем, на котором шаман путешествовал на небо или в подземный мир. Церемония "оживления" бубна приурочивалась к весеннему прилёту птиц и продолжалась десять дней. Центральным местом церемонии считалось путешествие на юг, в страну "где светят семь солнц, где камень до неба достаёт". Это представление, видимо, отражает конкретный момент, связанный с историей селькупов: почитание предков, живших в высокогорной стране, на юге (на Саянах).
У селькупов шаманский дар обязательно передавался по наследству. Обычно один из сыновей наследовал этот дар от отца, матери или деда. В шаманстве активную роль играли сексуальные мотивы: молодой шаман вступал в сексуальную связь с мачин лозыт наля - дочерью хозяина леса.
О некогда существовавших тотемистических представлениях говорят фратриальные и родовые названия: "орлиный", "кедровый", "лебяжий", "медвежий" и др.
Назад в раздел