Вороний день – "Вурна хатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Ханты-Мансийске празднование проходит в парке-музее "Торум - Маа".
В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками.
На краю деревни совершали поры (бескровное жертвоприношение) - ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.
Праздник водяного царя Витхона, отмечается в Березовском районе и ряде национальных сел Югры весной, после вскрытия рек. Витхон (манс.), или Вит-куль (хант.), - водяной царь, персонаж религиозных верований, мифов и сказок обских угров, почитается духом воды, хозяином всех водоемов. По разным вариантам мифа, Витхон – сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь, которого Торум поставил присматривать за реками.
В день первого спуска лодок на воду Витхону коллективно приносится жертва. В прошлом, как правило, практиковался Ир (принесение в жертву животных), в настоящее время обычно ограничиваются бескровным угощением духа повседневной пищей, часто выливают в реку стакан водки.
Праздник Обласа, проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин - до 55 лет, а также мужчин-ветеранов и женщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо.
Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.
День оленевода, проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку-другую, чтобы согреться.
Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются мужчины и женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.
Медвежий праздник. Культ медведя издавна широко распространен в Евразии и Северной Америке. Суеверное, почтительное отношение к медведю определяется сходством медведя и человека. Медведя-тотема нельзя было убивать и есть его мясо. В миропонимании ханты медведь не только опасный лесной зверь, но и возвышенное обожествляемое существо – сын Нуми Торума.
Праздник проводится в доме охотника. В прежние времена голову ряженного медведем покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, чтобы медведь не мог видеть своих убийц. Лапы украшали кольцами и ленточками. Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста, изображавшие оленей, после чего извещали медведя о том, что его якобы убила русская стрела и пуля, заодно просили не пугать в лесу женщин и детей.
Программа увеселения начиналась с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных деяниях. Утром пели песню пробуждения и хвалебные песнопения. Затем начиналось драматическое представление. Важное место занимали обряды "отречения", когда охотники с почтением обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Мужчины выступали в берестяных масках, женщины танцевали, закрыв лица и руки платками.
Источник:
Станет ли Югорский край краем международного туризма?// Газета "Промышленные ведомости" (г. Москва) № 12
Назад в раздел