История энцев обычно рассматривается в рамках общесамодийского этногенеза. В родовой этнонимике энцев, ряде элементов их культуры присутствует южносибирская традиция, которая проникает на Север с переселением в IХ и ХIII веках ряда южносамодийских родов, принимавших участие в формировании лесных ненцев и энцев. Вторым этнокультурным компонентом, который выделяется в составе энцев, является аборигенный, арктический, зафиксированный в ряде энецких преданий персонаж «Моррэдэ-нью», «охотника за дикими оленями». Влияние аборигенов, процесс ассимиляции которых южносамодийским населением был достаточно длительным, прослеживается в одежде, жилище и ряде других элементах культуры энцев. Трактовка ряда этнонимов энецких родов также говорит об участии северного, аборигенного населения в их формировании. Сложение этнической территории обеих этнотерриториальных групп энцев, вероятно, закончилось к ХVII веке. В этот период она включала обширные пространства тундры и лесотундры от бассейна Нижнего и Среднего Таза на юго-западе, до правобережья Енисея и Енисейской губы на северо-востоке для тундровых энцев. Лесные энцы расселялись в бассейне Среднего и Верхнего Таза и далее на восток до правобережья Енисея в районе рек Нижняя Тунгуска и Курейка. В русских источниках энцы упоминаются с конца XV века как молгонзеи - от монкаси-я – «земля рода Монкаси» или Муггади Отсюда возникло название русского острога Мангазея, основанного в 1601 году. В XVII веке энцы входили в состав ясачного населения Мангазейского уезда. По документам уезда выделяются две основные группы энцев: тундровые (маду, сомату, ненцы манто – роды Малк-маду, Сазо, Солда и др.), кочевавшие между нижним и частично средним Тазом и нижним Енисеем и Енисейской губой, и лесные (пэ-бай, бай – роды Ючи, Бай и Муггади), кочевавшие на верхнем и среднем течении Таза, в междуречье Таза и Енисея и на правобережье Енисея в бассейнах Хантайки, Курейки и Нижней Тунгуски.
В первой половине ХVII века на северо-востоке Западной Сибири начинается процесс изменения этнической территории энцев, связанный с переселениями селькупов и формированием их северной этнографической группы. К концу ХVII века селькупы окончательно закрепляются в бассейне реки Таз, а в ХVIII веке по обеим стронам Баихам. Взаимодействие энцев с селькупами носило различный характер: от прямых военных столкновений, до переселений на новые территории, ближе к низовьям Енисея и вхождения части энецких семей в состав селькупов. Энецкие исторические предания повествуют о военных столкновениях, в этот период времени, между энцами и эвенками и кетами.
В результате этих процессов наибольшему изменению подверглась этническая территория лесных энцев, многие родовые подразделения которых переселились вниз по Енисею. Но наиболее значительное влияние на энцев в этот период оказали их западные соседи ненцы. Уже в первой половине ХVII века тундровые ненцы оленеводы, «юрацкая каменная самоядь», в поисках новых пастбищ активно осваивают бассейн реки Таз и Низовую тундру (Гыданский полуостров), прилежащую левобережью Енисея и Енисейской губе. Согласно положению, разработанному Енисейским губернским управлением, в Туруханском отделении было образовано десять самодийских «родовых» управ, из которых две, Хантайскую и Карасинскую составляли энцы. Продвижение ненцев на запад носило достаточно ярко выраженный военный характер. Исторические повествования энцев упоминают о «трёх больших войнах», последнюю из которых энцы выиграли, но в итоге всё же были, в основном, вытеснены с левобережья Енисея и бассейна реки Таз. Продвижение обдорских ненцев на восток происходило в течение всего ХVIII века и объясняется стремлением хозяйственного освоения новых территорий.
В XVIII - начале XIX века упоминаются как енисейские самоеды. История энцев на левобережье Енисея имела свое продолжение в истории Тазовской и Береговой «инородческих» управ, образованных в Туруханском крае Енисейской губернии по реформе 1822 года, этническую основу которых составило ненецко-энецкое население. В границах этих образований некоторые группы энцев уже к началу ХIХ века практически полностью утратили этническую специфику, восприняв ненецкий язык и культуру (Береговая управа), другие, при практически полном усвоении ненецкой культурной традиции, ещё долго сохраняли язык и представления о своей этнической принадлежности (Тазовская управа). Окончательно современная этническая территория энцев стабилизировалась к середине ХIХ века.
Итогом этих процессов явилось сокращение численности и территории энцев, ограничение её, в основном, низовьями Енисея в пределах зон лесотундры и тундры, а также включение их в различные территориальные группировки, в состав которых энцы входили вместе с ненцами, нганасанами и долганами. Другой процесс, который определял этническое развитие энцев в этот период, состоял в частичной интеграции их этнотерриториальных подразделений. Лесные энцы, у ряда семей которых в ХIХ веке появляются многооленные стада, начинают кочевать в северные тундры, в пределах территории тундровых энцев, что способствовало культурному сближению обеих групп.
Этнические параметры культуры энцев традиционно фиксируются весьма неопределённо, что объясняется историческими судьбами, демографией и характером расселения этого народа. С одной стороны, можно отметить общесамодийские основы их культуры, с другой более тесные связи с нганасанами, самым самобытным самодийским народом, что и определяет специфику энецкой культуры. Немаловажное влияние на её атрибутику оказал региональный процесс становления крупностадного оленеводства (ХVIII-ХIХ века).
Численность энцев в конце XVII века составляла около 900 человек. С конца XVII века под давлением ненцев с запада и селькупов с юга энцы отступили на нижний Енисей и его восточные притоки, часть энцев была ассимилирована. С 1830-х годов группы тундровых и лесных энцев начинают кочевать вместе. Зимой 1849-1850 гг. произошло последнее столкновение между энцами и ненцами на озере Туручедо, завершившееся победой энцев. В связи с этим была окончательно проведена граница между народами по Енисею. С тех пор правая (каменная) сторона Енисея стала считаться «самоедской», т.е. энецкой, а левая (низменная) – «юрацкой», т.е. ненецкой.
Общая численность энцев в конце XIX века - 477 человек. Они входили в состав правобережной (восточное побережье Енисейской губы) и лесотундровой (район Дудинки и Лузино) территориальных общин.
Источник:
1. Васильев В.И. Ненцы и энцы // Этническая история народов Севера. - М., 1982.
2. http://www.ethnos.nw.ru
3. http://www.indigenous.ru/russian/people/r_ents.htm
Назад в раздел