Земля в Эстонии делилась на мызную, деревенскую и хуторскую.
Древнейшие сельские поселения - деревни кучевой и рядовой планировки. Оседлые деревенские поселения сформировались в Эстонии к XI веку.
До XVII века у деревни была административная функция. С появлением крепостного права, деревенский старейшина, бывший и судьёй, был заменён на деревенского бурмистра. Местоположение, планировка и величина деревни зависела от рельефа местности, состава почвы, наличия питьевой воды, леса. "Двор надо было построить так, чтобы вода и огонь были рядом".
Величина деревень оставалась неизменной до XIX века. Она варьировалась от нескольких семей до 30-35 хуторов. Большинство деревень было образовано 5 - 10 семьями хуторян. Маленьких деревень (3-5 хуторов) было больше в Южной и Юго-Западной Эстонии и Вирумаа, больших (11-20 хуторов) - В Центральной Эстонии и Ляянемаа.
В Северной, Западной Эстонии и на островах преобладали беспорядочно застроенные кучевые деревни. В Северо-Западной Эстонии деревни имели ядро в центре деревни и беспорядочно разбросанные хутора по окраинам. В Центральной Эстонии и на побережьях водоёмов деревни имели рядный или цепочечный вид, где дворы располагались по одной стороне дороги в ряд. В Южной Эстонии хутора, принадлежащие одной деревне, располагались достаточно далеко друг от друга. В Сетумаа и Причудье преобладал русский тип деревень, когда дворы располагались по обеим сторонам деревенской улицы.
С XVIII века увеличилось количество рассеянных хуторов. Со второй четверти XIX века возникли бобыльские деревни, позже - поселения мызных батраков, число которых стало убывать к концу XIX века, когда многие деревни превратились в поселения городского типа - посёлки, где стали селиться ремесленники, сосредоточилась торговля, находилось волостное правление.
Все хуторские постройки строили вокруг открытого двора. Самая главная постройка хутора - жилая рига rehielamu, rehetare - срубная постройка с высокой соломенной или тростниковой крышей и полом из утрамбованной глины или плитняка строилась фасадом во двор. Состояла из трёх частей: сама жилая рига рехетуба, гумно рехеалуне (место, где молотили и веяли зерно, содержали орудия и сено, а зимой также домашний скот) и каморы камбер (неотапливаемые помещения, которые использовали как кладовки) или нескольких камор. Иногда, к гумну были пристроены хлев лаут или конюшня и сараи.
Рига располагалось на возвышенном месте с севера на юг, так что каморы оставались на южной стороне. При такой планировке можно было веять зерно, открыв ворота гумна, так как в Эстонии преобладают западные и восточные ветра. В XIX веке хозяйственными постройками на хуторе были амбар, летняя кухня кода, хлев лаут, в Южной, Восточной Эстонии и на островах ещё и баня саун. В Южной Эстонии отдельных хозяйственных построек было больше, чем в других областях (5-6 и более). В Западной Эстонии их было 2-3, так как жилую ригу часто использовали в качестве бани, а гумно - как хлев.
Жилая рига несла несколько хозяйственных функций: сушка зерна и обмолот, содержание животных: там изготавливалась и большая часть орудий труда.
Такой тип жилища как жилая рига появился в I тысячелетии новой эры, первоначально состоял из курной избы, в которой была печь с каменкой, к которой позже - в начале II тысячелетия - пристроили гумно. В XVII веке впервые упоминаются каморы, которые в XIX веке были уже во всех жилых ригах. Но это были ещё не отапливаемые помещения, которые использовались постоянно как кладовки, и только в тёплое время как жилое помещение. Во второй половине XIX века в постройку жилой риги стали вносить изменения, и в первую очередь переделывали каморы: строили новые очаги с трубами, несколько камор, отдельную кухню, и в этих помещениях стали делать полы и потолки из досок, большие окна, в некоторых местах перед входной дверью строили застеклённое крыльцо. Так каморы превратились в жилые помещения, жилая рига стала хозяйственным помещением, иногда, перестроенная под кухню. Для окон (застеклённые окна появились в первой половине XIX века) оставляли перед северной и западной стеной жилой риги открытое пространство под далеко выступающим навесом.
Для северного типа жилища (большая часть материковой Эстонии и восток острова Сааремаа) свойственно то, что жилая часть риги, первоначально не имевшая окон, была выше и уже гумна и камор, к ней пристраивали подсобные помещения.
Для южного типа (остров Хийумаа, западная часть Сааремаа, Южная и Юго-восточная Эстония) характерна одинаковая высота и ширина жилой риги и гумна.
Амбар был необходимой хозяйственной постройкой для хранения зерна. Там хранили муку, горох, бобы, мясо, молоко, мёд и другие продукты питания. Кроме того, в амбарах хранили одежду, орудия труда, летом использовали как помещение для сна.
Во второй половине XIX века на хуторе было обычно два амбара - один для зерна, другой для хранения одежды. В Южной Эстонии и на островах было до пяти-шести различных амбаров, но могло быть и больше. На островах несколько амбаров строили под одной крышей.
Метод постройки амбаров отличался от постройки жилой риги. Для предохранения от сырости сруб обычно опирался на камни, чтобы подполье оставалось открытым для продувания ветром. В амбарах настилали деревянный пол, первоначально из кругляка или теснин, позже из досок. Для амбара характерен выступающий на переднем фасаде широкий свес крыши, в амбар вела лестница. Это было место, где хранили инструменты, занимались какими-нибудь работами в дождливую погоду, а на побережье под навесом сушили рыбу. Кроме того, навес использовался как укрытие для молодых людей, приходивших по ночам в гости к девушкам, спавшим летом в амбаре.
Амбары украшались во время строительства больше, чем другие хозяйственные постройки. Углы срезались наискосок или полукругом. Если навес выступал далеко, то его поддерживали столбы. Особое внимание обращали на двери - они должны быть прочными и для них, в первую очередь, стали использовать замки и обшивку.
В начале XIII века в Эстонии возникли мызы как феодальное хозяйство, в котором были свои поля и хозяйственные постройки.
В период от средних веков до нового времени мыза представляла собой скромную постройку, где находился постоянно или временно управляющий владельца мызы - завербованный из крестьян кубъяс. Мызники сами жили в городе или в орденских и епископских замках. Мызные постройки состояли из жилого дома, конюшни и риги (овина). Постройки крестьян были традиционны: стены срублены, здание стояло на низком фундаменте, крыша покрыта соломой или тростником. Мызные жилые комнаты отличались от хуторских тем, что были построены по внутреннему проекту, в наличии были, также, застеклённые окна и стены, оклеенные обоями.
В связи с подъёмом мызного хозяйства во второй половине XVIII века началась обширная строительная деятельность. Возникли целые мызные ансамбли с представительными главными зданиями и большим количеством подсобных и хозяйственных построек. К концу XVIII века доминировали полутора- и двухэтажные дома в стиле барокко, в которых для отопления было построено несколько очагов с кожухами mantelkorsten, для них были характерны представительные большие помещения - зал и вестибюль с парадной лестницей.
В начале XIX века обязательной постройкой для мызы стал украшенный колоннами фасад и располагающийся за домом маленький парк симметричной формы. С середины XIX века выросло значение парковой архитектуры. К концу века освободились от строгих рамок симметрии, как в целом ансамбле мызных построек, так и в планировании парка.
Постепенно возросло значение мызы как места проживания. Кроме семьи мызника там жила большая группа людей, состоящей из крестьян, взятых на мызную службу.
В 1919 году был принят закон о национализации мыз, по которому государство получило все мызные земли. В результате земельной реформы было создано 55000 хуторских поселений.
В городах, появившихся в Эстонии в XI-XIII веках, сохраняется средневековая архитектура.
В XX веке распространяются дома типа коттеджей.
Источники:
1. Энциклопедия «Народы и религии мира»
2. www.erm.ee/vanast/pysi/ruspages/
3. www.ru.wikipedia.org/wiki/
Назад в раздел