На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Занятия и промыслы



Главным занятием эстонцев с давних времён было пашенное земледелие (по трёхпольной системе). При подсечном земледелии вырубался участок леса, срубленным деревьям давали просохнуть в течение года, затем их сжигали. Через несколько лет эта земля истощалась, приходилось готовить новое поле. Постоянное (старопахотное) поле обрабатывали из года в год, часто удобряли. Часть поля оставляли на год необработанным - под паром. Первоначально поле делилось на две части - половина засевалась, половина оставалась под паром.

Основной зерновой культурой был ячмень, со второй половины XI века - озимая рожь. Кроме того выращивали пшеницу, овёс, горох, бобы, репу и лён, позже капусту и брюкву. Значительные изменения в сельском хозяйстве произошли в конце XVIII века. Мызы стали выращивать новые культуры (картофель, клевер), начали использовать для обработки земли более совершенные орудия труда (плуг с лемехом, борона с металлическими зубьями). К середине XIX века основной сельскохозяйственной культурой в Северной Эстонии (Харьюмаа и Вирумаа) стал картофель.

Животноводство было тесно связано с полеводством, но отступало на второй план. Почвы на территории Эстонии достаточно бедные, и для постоянно обрабатываемых полей необходимо было  удобрение. Основным удобрением был навоз, для получения которого и держали скот. Волов и лошадей держали как рабочую скотину. Лошадь нужна была для полевых работ, дальних поездок и "торжественных выездов". Волов использовали  прежде всего для полевых работ, но они годились и для недалёких поездок.  

Наряду с коровами держали свиней, овец и небольшое количество птицы. Сено заготавливали на природных лугах, в заливных поймах и заболоченных полях. Животные находились на выпасе с начала мая по октябрь, примерно 5-6 месяцев. В обязанности пастуха входили не только охрана животных и выгон их к водопою, но и защита стада от волков. Для отпугивания хищников использовались различные трещотки и рожки. Для ограничения передвижения животным надевали хомут или ярмо. Зимой скотину держали в хлеву или в овине, кормили сеном и соломой.

Выпасы и лес были в общем пользовании. Часто нанимали на всю деревню пастуха, мельника, сторожей и т. д. В результате такого общинного хозяйства возник такой вид работ как толока: вместе вывозили навоз, заготавливали сено и строительный материал, жали. Община помогала бедным и попавшим в беду. В засушливые годы помощь получали из общественного амбара.

С развитием земледелия поселения с берегов отошли вглубь материка. Рыболовство сохранилось в некоторых местах как побочное занятие.

О морском рыболовстве можно говорить, начиная с XIII века. Первым рыбацким посёлком можно считать посёлок Пяриспеа около Куусалу (впервые упомянут в 1295 году).

Рыболовные снасти и их устройство зависят от природных условий - водоёма, размера рыбы и образа жизни. Во-первых, это большие рыболовные снасти, которые используются для ловли с судов движущейся рыбы (салака, килька, снеток и т. д.), и вторые - это те, которыми можно ловить крупную рыбу в небольших количествах. Последние являются более древними.

Ещё в XIX веке большую часть крупной рыбы ловили (кололи) острогой. Это делали на мелководье, в заливаемой весной пойме рек и озёр во время нереста рыбы, а также ночью при свете горящего факела или лучины. Последнее называлось лучением рыбы: ловили ночью, выезжая на плоскодонных лодках или лодках-однодеревках, в носу у которых было специальное приспособление "коза", куда вставляли горящую смолистую сосновую древесину, ветки, лучину. На западном побережье Эстонии и островах при помощи остроги ловили в проруби угрей.

Достаточно широко был распространён метод глушения рыбы подо льдом: осенью, когда лёд ещё тонкий, били топором или колотушкой из тяжёлого дерева по стоящей подо льдом рыбе (обычно щуке), оглушали.

Самым известным и наиболее часто используемым видом сети для ловли рыбы был невод, состоящий из двух крыльев и мотни. Ловля была совместной - число участников могло достигать 100 человек, часть из которых при помощи верёвок вытягивали невод на берег или в лодки, остальные следили за движением невода в воде. На высоких берегах Северной Эстонии всегда стоял руководитель калласпапп, который руководил ловом. По его команде невод опускали в море и вытаскивали на берег. Неводом ловили рыбу зимой подо льдом. Для этого делали ряд лунок и протаскивали под ними сеть при помощи длинного шеста или верёвок, используя при этом различные вспомогательные приспособления - пешню для продалбливания лунок, сачок для удаления льда из лунки, вилы и шесты для проталкивания сети подо льдом, кроме того, часто брали с собой ворот для вытаскивания невода.

Сети высушивались и приводились в порядок после каждого лова на специальных приспособлениях.

На верёвку, идущую по верхней кромке сетей, прикреплялись поплавки из берёзовой или сосновой коры. На первом поплавке, привязываемом к сетке, вырезали семейное клеймо или инициалы имени хозяина.

До конца XIX века сети вязали вручную. Нить для сети пряли женщины, а сети вязали все члены семьи, на острове Хийумаа этим занимались в основном дети. Вязали специальной иглой (челночком) из лёгкого дерева, кости, рога или металла длиной 10 - 20 см. При помощи такой иглы вязали и пояса.

Как и собирательство, в Эстонии была широко распространена охота. Охотились в основном на лося, бобра, медведя, позже и на кабана. Для ловли животных использовались всевозможные ловушки и западни, ружьё, охотничий нож и топорик. В некоторых местах использовался гарпун или копьё. Существенных запретов на охоту не было до XVII века.

До второй половины XIX века преобладало бортничество. Часть пчелиных семей жила в лесных колодах. Хозяин, нашедший на своей территории колоду с пчелиной семьёй, помечал её своим клеймом, в дальнейшем это считалось его собственностью. Чаще в сосне-борти кривым топором вырубали искусственное дупло, после чего углубляли дупло долбилом. Дупло делали на высоте 2-х метров и выше. Вершину дерева обычно срубали. Для сбора мёда на дерево залезали при помощи специальной петли. Для защиты от медведей на деревьях строили специальные приспособления. Переходными формами к домашнему пчеловодству служили срубленные и принесённые домой колоды. Для поимки диких пчёл использовали специальные кузова, которые изготовляли из дерева или коры. Рой держали в специальной кадушке или маточной клетке. К концу XIX века в Северной Эстонии появились ульи, сплетённые из соломы, позже стали использоваться рамковые ульи.

Мёд mesi до появления сахара был одним из важнейших продуктов. Сделанный из мёда слабоалкогольный напиток mхdu ещё в XVI веке успешно соперничал с пивом. Церкви требовался в большом количестве воск для изготовления свечей.

В X-XIII веках среди ремёсел ведущее место занимало кузнечное дело. Само слово "кузнец" sepp является составной частью слов, обозначающих название ремёсел - плотник puusepp, горшечник pottsepp и др. Местные кузнецы изготовляли как орудия труда (топоры, ножи, серпы, косы), так и неплохое оружие.

Кузнецов можно разделить на три группы: деревенские кузнецы, мызные кузнецы и свободные кузнецы.

В XVIII веке свободных кузнецов было больше в окрестностях Таллинна и на больших мызах Вирумаа.

Кузнечные работы для хутора делали деревенские кузнецы, получая за работу от деревни возможность пользования землёй, жильё, кузницу и право на выпас скота. Деревенским кузнецом был обычно бобыль (безземельный или малоземельный крестьянин). Кузнец начинал работу с Юрьева дня. Деревенский кузнец работал чаще один. Заказчик был в подмогах: раздувал мех, бил молотком, подносил железо, уголь и иногда приносил с собой еду. Кузнец подковывал лошадей, чинил и изготавливал орудия труда. Платой за работу в Эстляндской губернии были короб ржи и короб ячменя, в Лифляндии - короб ржи.

В Северной Эстонии кузнечное ремесло передавали от отца к сыну. Здесь на каждом хуторе хозяин сам умел выполнять мелкие работы. В Южной Эстонии в XIX веке кузнечное дело стало профессией. Учились у деревенских и мызных кузнецов в среднем около 3 лет.

Кроме кузнечного дела в Эстонии было широко распространена работа по дереву. В период полевой страды делали только самые необходимые работы, в зимнее время работы с деревом были основными для мужской половины семьи. Летом строили жильё и хозяйственные пристройки.

Материал для работы заготавливали зимой - с декабря по февраль, когда дерево "мёртво". Для обработки больше всего использовали древесину ели, сосны, березы, осины и дуба.

Самыми распространенными орудиями труда были топор и нож. Наряду с ними использовались различные специальные ножи - нож-ложкарка, скобель, жигало, бурав, коловорот, напарья. Для проведения необходимых измерений использовали глазомер и руки. Мастерам-профессионалам крестьяне заказывали сундуки для приданого, сундуки для одежды, пивные кружки, прялки, клешни, колёса для телег и прочее.  Во второй половине XIX века начали больше использовать рубанки, различные пилы, фабричные буры, гвозди и т. д. Столярам стали всё чаще заказывать мебель, прялки, машины для обработки льна, двери и окна, гробы. В XIX веке стали процветать возникшие в XVII веке промысловые цеха в Авинурме, на острове Хийумаа, в Хаанья.

На хуторах преобладало натуральное хозяйство, т. е. всё необходимое производили своими силами. Основными приобретаемыми предметами были соль, солёная рыба и металлические изделия, посуда: медная, латунная и железная. Хуторяне покупали и некоторые предметы одежды: мужские шляпы и шапки, различную тесьму, швейные нитки и более изысканные привозные ткани. В XVII веке большое распространение получил табак. Количество и выбор приобретаемого товара значительно возрос во второй половине XIX века.

Основным предметом продажи у хуторян было зерно. Кроме того, торговали маслом, коноплёй, шкурами, мёдом, воском, хмелем. Основным видом торговли был обмен: крестьяне привозили в город торговцам свою продукцию и получали от них нужный им товар.

Из города привозили и книги. Хотя в большинстве своём книги распространялись через бродячих книжных торговцев, которые продавали различные народные издания - календари, катехизисы, буквари, любовные рассказы и т. п.

Со второй половины XIX века развивается промышленность, главным образом текстильная и машиностроение.

Источники:

1. "Энциклопедия «Народы и религии мира»"
2. www.erm.ee/vanast/pysi/ruspages/



Назад в раздел




Календарь праздников
22
ноября
2024











Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]