Эстонская мифология находится в близком родстве с мифологией финской, соединяя элементы уральского и финно-угорского наследия с влияниями балтийской и германской мифологии.
Основой мировоззрения древних эстов была гармония человека с природой. Люди верили, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Согласно самым древним мифам, следы которых сохранились только в народных песнях, предки эстов верили, что мир возник из яйца. Млечный путь считался стволом мирового дерева ilmapuu или дорогой linnutee, по которой перелётные птицы несли души покойных в иной мир.
В мифологическом мировоззрении эстов важными и значимыми были небесные божества. Верховным божеством древних эстов был Ukko Uku или Vanaisa - Дед. Возможно, что существовал бог грома Kõu, Pikker. В мифах и народных песнях встречаются также персонификации небесных светил — Солнца, Луны, звёзд.
К числу земных богов относились Rõugutaja (покровитель беременных женщин и рожениц), Tuule-ema (матушка-ветер), Metsaisa (лесной дух), Metsik (божество плодородия, покровитель полей и скота) и другие.
Эстонский мир духов завершает целый ряд второстепенных существ: русалки näkk, увлекающие купающихся в водоворот; подземные духи maa-alused, сковавшие корону змеиному царю; домовые; блуждающие души и т. п.
Согласно эстонским поверьям каждый лес имеет своего духа. Духи могут принимать вид обычных людей, например, мальчика-пастуха, метсавайма, который пасёт стадо зайцев. Иногда вид метсаваймов обманчив: спереди они похожи на обычного человека, но сзади имеют вид гнилого ствола, или у них есть хвост. Появляются они и в виде животных: волка, медведя, змеи. Метсаваймы покровительствуют птицам, заботятся о больных и раненых животных: от них зависит рост деревьев в лесу. Обитают они в дуплах деревьев, где могут жить семьями. Людям метсаваймы в общем не опасны, хотя могут наказать тех, кто нарушает запреты, в том числе христианские, например, тех, кто работает в лесу в воскресенье. Метсаваймы могут сбить с пути, лишить удачи охотника, который оставил в лесу раненых животных.
Больше опасности представляют лешие - ванахальбы («старые черти»), ванасыги («старые слепцы»). Заметим, что слепота или одноглазие считались у древних признаком нечистой силы. Подражая эху, они могут завести человека в болото или непроходимую чащу. Принимая облик седых старцев, они иногда пасут диких животных. Впрочем, охотнику, которому удаётся заключить договор с ванахальбом, обеспечена особая удача в охоте.
Воззрения на загробную жизнь у эстов развиты сильнее, чем у финнов. Царство смерти Manala или Toonela — место, схожее с землёй, с лесами, полями и горами. Владыка загробного мира — ни добрый, ни злой Tooni. Поздней осенью поминали всех умерших: верили, что души умерших посещают свои бывшие дома. Духам накрывали отдельные столы и топили баню, соблюдали тишину и покой.
В эстонской мифологии существовали также великаны — Калевипоэг, Суур Тылл и другие.
Калев - легендарный великан, отец эстонского национального героя Калевипоэга. Согласно древним сказаниям Калев похоронен под Таллинским Вышгородом (Домбергом), который был насыпан из камней его женой Линдой. От имени «Калев», возможно, происходит старославянское название Таллинна — Колывань.
Калевипоэг - богатырь-великан, сын богатыря Калева. Первоначальный образ Калевипоэга — великан, с деятельностью которого связывались особенности географического рельефа: скопления камней, набросанных Калевипоэгом; равнины — места, где Калевипоэг скосил лес; гряды холмов — следы его пахоты, озёра — его колодцы, древние городища — ложа Калевипоэга и т. п. Калевипоэг также борец с нечистой силой, с иноземными врагами, с притеснителями народа.
На основе народных сказаний и песен эстонский писатель и врач Фридрих Рейнхоль Крейцвальд (Friedrich Reinhold Kreutzwald, 1803-1882) составил наподобие финской Калевалы героический эпос «Калевипоэг» (1857-61), который оказал значительное влияние на эстонскую литературу. Автором идеи эпоса о Калевипоэге был Фридрих Роберт Фельман (Friedrich Robert Faehlmann, 1798-1850).
Эпос состоит из 20 песен. Оригинальный стих «Калевипоэга» — так называемый рунический стих, который присущ старинным эстонским народным песням; язык эпоса архаичен. На основе эпоса «Калевипоэг» создано множество художественных и музыкальных произведений.
С первой половины XIX века начинается сбор и изучение традиционного фольклора: песен, преданий, сказок, пословиц, поговорок. На их основе были составлены эстонский эпос "Калевипоэг" (1857 - 1861) и сборник "Старинные эстонские народные сказки" (1866).
Источники:
1. http://kpoeg.narod.ru/
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Назад в раздел