ПОЛОЖЕНИЕ
Авторы проекта: Заслуженный работник культуры УР, член правления Региональной республиканской общественной организации Удмуртской Республики «Творческое объединение «ИЖКАР», профессор Института искусств и дизайна УдГУ Орлов С. А. (Кузи Серги), художник-перформансмейкер, комиссар проекта; Лауреат Государственой премии УР, председатель правления Региональной республиканской общественной организации Удмуртской Республики «Творческое объединение «ИЖКАР», Ю. Н. Лобанов (Кучыран Юри), художник-перформансмейкер, куратор проекта; Член «Творческого объединения «ИЖКАР», иструктор дигитально-музыкальной техники и аппаратуры по музыкальному холотропу и видеоарту, директор передвижной радиостанции творческой группы «ЭМНОЮМНО», художник-перформансмейкер А. В. Пушин (Жон-жон Сандыр), куратор проекта.
Время проведения: 1-10 августа 2012 г.
Место проведения: фестиваль-симпозиум проводится в деревне Дулесово Сарапульского района Удмуртской Республики.
Итоговое мероприятие: выставка с аутентичными перформансами, хеппенингом, видеоартом по итогам симпозиума пройдёт в деревне Дулесово Сарапульского района, в г. Ижевске, в галерее «Известия Удмуртской Республики», в рамках арт-форума «День удмурта».
Организаторы: Министерство культуры, печати и информации УР, Министерство национальной политики УР, Всеудмуртская ассоциация «Удмурт Кенеш», администрация Сарапульского района, Региональная республиканская Общественная организация Удмуртской Республики «Творческое объединение «Ижкар», Газета «Известия Удмуртской Республики», молодежный журнал «Инвожо».
Источники финансирования: Министерство культуры Удмуртской Республики, министерство национальной политики УР, Всеудмуртская ассоциация «Удмурт Кенеш», администрация Сарапултьского района.
Участники: В фестивале-симпозиуме участвуют 25 художников и творческих людей из Удмуртии, Чувашии, Мордовии, Татарстана, Башкортостана, Коми, Марий Эл, Эстонии, Финляндии, Пермского края.
Командировочные расходы за счёт командирующей стороны. Транспорт симпозиумный по Удмуртии, проживание, питание, художественные материалы, культурная программа – за счёт организаторов симпозиума.
Заезд – 1 августа, отъезд из Ижевска – 10 августа.
«Кемикамхемхэ» — это сборное название, состоящее из слов финского, удмуртского, тувинского, китайского языков, обозначающее буквально река, водный поток, движение. Финское Кемийоки, удмуртские Ватка Кам, Тöдьы Кам, Быдӟым Кам, тувинские Бий-Хем, Баш-Хем, Улуг-Хем, китайское Хуанхэ. Эти однокоренные слова связаны невообразимыми глубинами общечеловеческой истории, когда народы и их языки были едины. Это глубинное единое прошлое, национальное наследие, исторические традиции должны быть сохранены и приумножены, начиная от финской северной мистики тишины и одиночества до южной отстранённости и нирваны Тибета. Нас разъединяет большая географическая территория, но объединяет память и коллективное континентальное подсознание.
У памяти есть прекрасное свойство. Бережно собирая крупицы прошлого, она помогает нам лучше узнать самих себя, понять истоки национального характера, прочувствовать богатство многовековой культуры народа, узнать, как она фор-мировалась. Именно память помогает нам беречь бесценные народные традиции, зашифрованные в бытовых привычках, различных обрядах, праздниках, играх, в языке, – во всей духовной культуре края.
Лингвисты утверждают, что корень «кемь» имеет индоевропейское происхождение. В этом случае название уральской Камы не просто случайно совпадает с именем древнеиндийского бога любви Камы (по имени которого назван трактат «Камасутра»), но и имеет общий источник происхождения.
Проект активно сопоставляет и противопоставляет такие понятия в искусстве – как творчество и сочинительство. Организаторы способствовуют тому, чтобы участники от сочинительства пришли к творчеству. Творческий процесс – это такая волна, когда человек превращается в особый инструмент, через который работает запредельное. Особое творческое состояние достигается наличием беспроблемного пространства и удалённостью от крупных мегаполисов, абсолютным отсутствием бытовых проблем, полным обеспечением нужными материалами, создания нужности и важности этого творческого процесса. это сакральное искусство света, обладающее позитивной и чистой энергией.
Термин «сакральное» ( от лат. Sacrum – священный предмет, обряд, таинство, мистерия) имеет весьма широкий спектр смыслов. Оно изначально выполняло задачу создания конструктивных архетипов с помощью которых человечество двигалось по пути социального, нравственного и культурного прогресса.
Технологическая фаза эволюции привела к десакрализации искусства, которое в настоящее время почти утратило функцию формирования конструктивных архетипов. Современное же искусство всё более эволюционирует в сторону создания симулякров. Симулякр – одно из ключевых понятий философии и культурологии постмодернизма понимается как «точная копия оригинала которой никогда не существовало». Основными формами искусства симулякров являются рекламный плакат, рекламный ролик, видеоклип. Симулякр не имеет референта в действительности. Он не способен генерировать и транслировать обществу конструктивную информацию и энергию. Искусство симулякров лишь увеличивает энтропию в мире.
На новой фазе развития информационной цивилизации в обществе возникла тенденция к возрождению на новой социальной и культурной основе некоторых элементов сакрального ис-кусства – созданию новых конструктивных архетипов и трансгрессоров на основе мифопоэтики. В отличие от симулякра, трансгрессор указывает на существование подлинного. Блестящий образец трансгрессора – христианская икона. С её помощью, используя канал веры, человек подключался к информационно – энергетическому полю земного биота, низводя его энергию и информацию в мир.
Задачу возрождения конструктивных функций сакрального искусства и ставит перед собой группа художников-этнофутуристов, искусствоведов, творческих людей, осуществляющие проект сакрального на основе этнического в искусстве.
Пятый проект – симпозиум «Кемикамхемхэ» является продолжением и составной частью мега-проекта «этнофутуристический симпозиум – «Искусство света» Региональной республиканской Общественной организации Удмуртской Республики «Творческое объединение «Ижкар» и логическим продолжением мега-проекта «этнофутуристический фестиваль», начатого в 1998 г. Проект, являясь инструментом сетевого взаимодействия и обучающей технологией в области визуальных искусств для художников творческих групп и объединяя ресурсы нескольких организаций, явил к жизни 11 международных этнофутуристических фестивалей и четырёх творческих симпозиумов.
За время существования мега-проекта «этнофутуристический фестиваль – «Искусство света» и «этнофутуристический симпозиум – «Искусство света» этнофутуристические тенденции в искусстве выявились и усилились в творчестве художников Татарстана, Коми, мордовии, Чувашии, Башкортостана, Марий Эл, Эстонии, Финляндии, Пермского края. И в настоящее время этнофутуристы Поволжья и Урала уже оформили стиль «этнофутуризм» как художественно-пластическое направление и как своеобразную идеологию в искусстве.
Этническая культура служит основой, источником творчества художника. художник, являясь активной частью культурного процесса, интерпретирует традицию, представляет обществу художественный продукт и обосновывает его ценность, общество воспринимает художественную интерпретацию и начинает интересоваться источником, принося этническим культурам востребованность.
«Кемикамхемхэ» – практический симпозиум на базе деревни Дулесово Сарапульского района. Результаты симпозиума будут представлены для широкой общественности города Сарапула, сёл и деревень Сарапульского района 9 августа, в Выставочном зале ДК деревни Дулесово, а также и в г. Ижевске во время проведения арт-ассамблеи «День удмурта» в октябре 2012 года.
Цель проекта – приобщить художников разных поколений к современному художественному контексту. Научить концептуально мыслить, уметь формулировать творческие задачи, воплощать их как в тексте, так и в визуальном изображении, уметь защищать свою концепцию и выступать перед широкой аудиторией. Организаторы также ставят задачу научить здоровому образу жизни, поиску мотивации к творчеству у молодых людей через овладение традиционными и современными медитативными технологиями. активное общение с художниками из регионов России, Европы и азии даст стимул к более креативному мышлению и активной жизненной позиции. Этот проект также является самобытным социально-культьурологичес-ким явлением в российской провинции. Симпозиум – это инструмент расширения и углубления термина «этнофутуризм» как художественно-пластического направления и внедрения в него свежих молодых сил. Это движение, которое будет объединять светлое начало разных художественных течений.
Разрабатывание одного из моделей сохранения национально-культурной самобытности народов Поволжья и Приуралья через формирование устойчивого интереса молодого поколения к традиционной культуре как источнику этнофутуристического движения в искусстве.
Основываясь на системном подходе к проектированию, выполнению и продвижению худо-жественных проектов создать художественный продукт через внедрение группы художников в замкнутую социокультурную среду деревни, леса, большой реки.
На симпозиуме предполагается создать каждым художником 3 произведения.
Техника – роспись по ткани.
Первое – на свободную тематику с использованием только природных материалов (зола, уголь, грязь, глина, соки трав).
Второе и третье – на свободную тематику со свободным выбором художественных материалов.
Каждый художник одну работу оставляет в дар краеведческому музею Сарапульского района. Две работы остаются у художников.
По итогам симпозиума участники готовят хеппенинг «Кемикамхемхэ» и показывают его на открытии выставки в деревне Дулесово 9 августа.
Планируется также некоторыми художниками создание видеоартов, аутентитчных перформансов, которые также будут показаны на открытии выставки.
Проект «Кемикамхемхэ» нужен художникам, для трансформации этнофутуристических тенденций, способных представить современное искусство России в мировом художественном процессе.
Проект нужен жителям деревни Дулесово и близлежащих деревень для преодоления, особенно у молодежи, чувства собственной изоляции и удаленности собственных деревень от цивилизации.
Проект нужен этническим сообществам, проживающим на территории Приволжского федерального округа, Европейского Союза, азии для налаживания межкультурного и межконфессионального диалога через осознание общих тенденций в культуре и искусстве. У проекта будет эффект в долгосрочной перспективе.
Этнофутуристическое движение может стать моделью мирного сосуществования представителей разных культур и вероисповеданий в единой России и Европе через осознание общих тенденций в культуре и искусстве.
Создание художественного продукта – выставки изобразительного искусства с перформансами и хепенингами, отражающими все виды и формы искусств, демонстрирующими образец этнофутуристического искусства.
В эфире региональной телекомпании «Моя Удмуртия» и телевидения Финляндии пройдут показы информационных и тематических передач о деревне, о проекте и об этнофутуристическом движении. На симпозиуме будет постоянно работать передвижная радиостанция творческой группы «ЭМНОЮМНО», которая будет освещать работу симпозиума изнутри с интересными проникновенными сакральными интерьвью участников и гостей симпозиума с музыкальными спонтанными сейшенами.
Оргкомитет:
Орлов Сергей Анатольевич (Кузи Серги) – художник, комиссар проекта, инструктор ме-дитативных техник, Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики, член Союза художников России, профессор Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, член правления Творческого объединения «Ижкар»
Пушин Александр Владимирович (Жон-жон Сандыр) – инструктор дигитально-музыкальной техники и аппаратуры по музыкальному холотропу и видеоарту, директор передвижной радиостанции творческой группы «ЭМНОЮМНО», художник-перформансмейкер, член творческого объединения «Ижкар», куратор проекта
Лобанов Юрий Николаевич (Кучыран Юри) – художник, куратор проекта, Лауреат государственной премии Удмуртской Республики, член Союза художников России, художественный редактор ГУП «Книжное издательство «Удмуртия», председатель правления Творческого объединения «Ижкар»
Валентина Оскаровна Гартиг – искусствовед, заместитель директора Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств по научной работе, член Союза художников России, член Творческого объединения «Ижкар», координатор проекта
Асабин Игорь Владиславович – Глава МО «Сарапульский район», координатор проекта.
Шарафутдинов Айдар Ильсунович – Глава администрации МО «Сарапульский район», координатор проекта
Шумихин Владимир Петрович – заместитель Главы мО «Сарапульский район»по социальным вопросам, координатор проекта
Куприянов Сергей Фёдорович – начальник управления культуры администрации МО «Сарапульский район», координатор проекта
Третьякова Ирина Вениаминовна – директор РКЦ «Спектр», координатор проекта
Промышленников Василий Леонидович – Глава МО «Нечкинское», координатор проеута
Лагунов Сергей Семёнович – Глава МО «Дулесовское», координатор проекта.
Закрытие этнофутуристических симпозиумов проходят красочно с фестивальным содержанием. Наряду с открытием итоговой выставки художников, показа художниками перформансов, видеоарта, все присутствующие спонтанно участвуют в происходящем общем хеппенинге, свои протоперформансы показывают фольклорные коллективы.
Контакты: [email protected]
8-904-315-07-64
(3412) 78-69-93
Назад в раздел