Финляндия – страна бань, а финны – народ, любящий баню.
Жителей в Финляндии 5,1 миллионов, а бань – 1,7 миллионов, то есть, одна баня - на трёх жителей. Баню считают исконно финским явлением, но она не финское изобретение и принадлежит не только финнам. Во второй половине века на Старом материке в банях парились на единой территории, распростертой от Балтийского моря далеко до Уральских гор. Баня обычное явление и среди других финских народов Балтийского региона: эстонцев, карел, вепсов, ливов. Помимо них к любителям бани традиционно относятся многие славянские, балтийские (латыши, литовцы), тюрко-татарские, а также восточные финно-угорские народы.
Старинные банные обычаи
В старину баня была для финнов святым местом. Сначала она находилась во дворе, а лишь с начала ХХ века на берегу озера по примеру дачников из высших сословий. В баню ходили обычно регулярно только один раз в неделю. Чтобы истопить баню "по-чёрному" для нескольких смен парильщиков уходил целый день, нужно было правильно выбрать дрова, уметь их закладывать в печь и вовремя подбрасывать дополнительно; чтобы топить баню и вязать веники нужно время. Этой неторопливости при топке бани и умению правильно вязать веники учились из поколения в поколение.
Многие обычаи регулировали поведение парильщиков. Согласно пословице "в бане надо быть как в церкви", с благоговением. Обычно предупреждали, что в бане нельзя галдеть, ругаться, сплетничать, клеветать или шуметь. Этим правилам и обычаям обучали и детей.
Финские этнографические источники со значительной последовательностью указывают на ошибочность существующего всемирного представления о финской банной культуре как о всеобщих банях. В деревенской общине мужчины и женщины мылись в отдельных сменах. Только позднее стали в баню ходить семьями. Раньше хозяин с работниками ходили в баню первыми, после полевых работ, а хозяйка с работницами потом, после дойки коров.
Финская литература изобилует красочными банными эпизодами. Один из наиболее известных описан в романе "Семеро братьев" Алексиса Киви: братья парились в рождество на соломе в новой курной избе, наслаждаясь рождественским пивом, пока баня не загорелась, и чтобы не замерзнуть насмерть, им пришлось в одних рубахах пробежать через зимний лес до ближайшего дома! Литература основана на богатой народной традиции.
Баня была по-разному связана с ходом сельскохозяйственного года. В ней сообща выполняли разнообразные хозяйственные работы: обрабатывали лён, коптили мясо и колбасы, затирали и сушили солод, проращивали семенной картофель, стирали белье. В ходе этих ежегодных занятий старые и молодые члены рода работали вместе несколько дней подряд, коротая время народными рунами и песнями: в ритме работы пели, например, эротические песни, рассказывали предания и сказки, загадывали загадки.
В народном календаре внимание обращали на знаменательные дни, когда гадали на удачу в будущем году, в промыслах, в женитьбе. На Карельском перешейке в Койвисто баню топили в канун нового года в каждом доме очень рано до рассвета. Говорили, что "работы в течение года будут поступать вовремя, если дым поднимался в новогоднее утро на небо до солнца".
Почему финны ходят в баню?
Потому, что это старый обычай и к этому привыкли с детства. Баня дает чистоту, здоровье, душевное спокойствие, эмоциональные впечатления и много других удовольствий.
... чистоту. В былые времена баня предлагала возможность тщательно мыться по крайней мере раз в неделю, а при необходимости и чаще. Хорошее сантехническое оснащение современных квартир заменяет баню в этой ее основной функции, но баню продолжают считать необходимой частью ванных помещений квартир. В бане парилка и последующая водная процедура – ополаскивание – очищают кожу лучше, чем люди обычно могут себе представить.
... здоровье. Старая финская поговорка «если баня, водка и смола не помогут, то болезнь смертельна» отнюдь не означает одновременное применение этих трех действенных «лекарств». Здоровья искали в бане, когда чувствовали потребность восстановить уставшие от тяжелой работы суставы и ноющие мышцы.
... душевное спокойствие. Финский писатель-нобелист Ф. Э. Силланпя рассказывает, как он после длительного периода творческой работы усталым и в подавленном настроении уехал в родной дом к родителям отдыхать. В первый же вечер, парясь в сумрачной тишине теплой бани, он почувствовал, как угнетенность и подавленность постепенно улетучивались. После бани он, восстановив равновесие и творческие силы, был готов хоть сразу снова приняться за писательскую работу.
После бани некуда спешить. самочувствие райское. Баня расслабляет и тело, и душу человека. Ключевое слово здесь-"возрождение"- именно это происходит в душе человека после горячей парилки и освежающего купания.
Баня расслабляет, успокаивает, восстанавливает душевное спокойствие. На переговорах совместная парилка не раз разряжала напряженную атмосферу, и после бани совещающиеся принимали хорошие и единодушные решения.
...эмоциональные впечатления. На привыкших к спешке и эффективному времяпровождению людей остановка времени в бане производит сильное впечатление. Если внутренний отчет часов человека и происходит, то он связан только с подходящим для самого парильщика нахождением в парилке. Баня предлагает спокойные эмоциональные впечатления на всех уровнях бытия.
После бани некуда спешить. Мысли и настроение поднимаются выше повседневных дел и забот. Тело становится гибким, мышцы мягкими, все существо легким.
Воздействие бани на здоровье
Раньше в баню ходили специально лечить болезни. Там народные целители могли в полном покое сосредоточиться на своей работе, и душевное состояние пациентов было благоприятным для лечения, потому что с баней было связано много поверий и она вызывала в посетителях чувство уважения.
Вера в лечебную силу бани все еще не исчезла, хотя люди знают, что баня не предотвращает и не лечит хронических болезней. Зато баня безусловно улучшает общее самочувствие парильщика и оказывает положительное воздействие на состояние здоровья, даже при некоторых признаках заболеваний. В бане пульс и дыхание учащаются, кровообращение и обмен веществ ускоряются, температура тела поднимается, и давление крови может временно снижаться.
Медицина считает оздоровительное воздействие бани значительным. Баня закаляет тело и успокаивает душу. Воздействие бани на здоровье хорошо знали финские и карельские народные целители, кровопускатели, "костоправы".
На чем основано оздоровляющее воздействие бани? Речь идет о ноу-хау традиционных народных целителей: "В бане человек пропаривается. Когда человек чувствует, что жилы тянет и в боку больно, то баня лечит от этого. Когда голова болит, можно идти в баню. Когда кашель, в баню ходить нельзя. Вот когда пройдет кашель, можно идти. Если человек промерз и он идет в баню, то холод проникает в сердце. Надо сперва согреть себя изнутри и только потом идти в баню".
Народные предания о бане в переломные моменты жизни
Баня всегда была для финнов святым местом, куда ходили очищать не только тело, но прежде всего душу во все переломные моменты человеческой жизни от рождения до обмывания покойника. Все без исключения банные ритуалы, связанные с разными периодами жизни, исполнялись женщинами. Лишь в том случае, если переход из одного состояния в другое по мнению общины почему-то не получился, – например, ребёнок или пациент был очень болен, – вызывали в помощь колдуна, заклинателя, народного целителя. Речь шла о кризисе, для разрешения которого нужен был самый сильный религиозный лидер местности или семьи, женщина или мужчина, который восстанавливал в общине порядок с помощью целительных обрядов.
До Второй мировой войны финская женщина обычно рожала в бане. Надо помнить, что баня была отапливаемое, чистое помещение, самое гигиеническое в деревенских условиях. До начала ХХ века соблюдали традицию женского "банного времени", которое могло продолжаться целую неделю, пока новорожденного торжественно не вносили в избу. По старой народной традиции отец мог только тогда увидеть своего ребенка. По древнему, дохристианскому обычаю Северных стран ребенок получил имя, когда старейшина рода обливал его водой. Позднее обливание заменило христианское крещение.
Суть бани
Баня является частью финского идентитета и национальным достоянием, процветающим и в XXI веке. Сравнение финской бани с подобными заведениями и обычаями других народов позволяет по-новому увидеть свои традиции и лучше понять обычаи и сущность других культур. Знакомясь с другими, мы глубже познаем и самих себя. Несмотря на различия, потовая палатка американских индейцев, или «инип», японское фуро и финская баня имеют много общего, прежде всего, на духовном уровне. Главная цель парилки в бане, потовой палатки, купания в горячей воде фуро не очищение тела, а расслабление и тела, и души человека. Ключевое слово здесь "возрождение" – именно это происходит в душе человека после горячей парилки и освежающего купания.
Источник:
http://virtual.finland.fi/finfo/russian/sauna.html (Виртуальная Финляндия)
Назад в раздел