Традиции и праздники
Традиции и обычаи в любой стране хороши тем, что способны видоизменяться. Одни, устаревая со временем, порой и вовсе забываются, другие приобретают новые формы. Это в высшей степени распространяется и на шведские праздничные обычаи и обряды. Как правило, они уходят корнями глубоко в историю, вплоть до языческого периода. Многие традиции были привнесены в страну извне, в частности, немецкими купцами и протестантскими священниками.
Времена года задают тон
Есть обычаи, происхождение которых настолько далеко от нынешнего дня, что истоки их давно уже позабыты. Однако праздники сохранились и отмечаются в народе, поскольку за много веков эти обычаи прижились и полюбились, став неотъемлемой частью жизненного цикла людей. Человеку они дают ощущение пульса времени, а году – ритм.
Многие шведские обычаи обусловлены сменой времён года. Праздник середины лета или Мидсоммар (в России это День Ивана Купалы) шведы празднуют с интенсивностью, на которую способен только народ, только что проводивший тёмную, затяжную зиму.
На адвент в Швеции зажигают свечи и празднуют Люсию, одетую в белое, с короной из светящихся свечей волосах.
Шведская еда, как правило, тоже обусловлена временными сезонами. Её приготовление и приправы отражают способы сбережения и консервации продуктов, которые были типичны для примитивного крестьянского хозяйства, например, маринованная сельдь, солёное или копчёное мясо, а также разные виды молочных и кисломолочных продуктов и блюда, приготовленные из них. Многие из шведских праздничных обычаев связаны с сельскохозяйственными сезонными работами: весенней пахотой, охотой и рыбной ловлей, сбором урожая. Но, как уже было сказано, исходные значения этих обычаев в наши дни возможно уже утеряны, и заменены на новые более соответствующие реалиям.
В Швеции многие традиции тесно связаны со сменой времён года.
Все это объясняется не только течением времени и людским забвением. Надо признаться, что для шведов характерно несколько двойственное отношение к самим себе. Их самоощущение включает в себя, с одной стороны, гордость за историю своей страны, а, с другой стороны, недостаточную уверенность в себе, особенно когда они сталкиваются с тем, что мы называем континентальным, интернациональным.
Как только представилась возможность, шведы без оглядки бросились навстречу новому времени. Периферическое место страны на карте мира, её примечательная способность избегать войн, а также изобилие лесов и руды обеспечили Швеции роль богатой и одновременно своеобычной страны в глазах мирового сообщества. В то время, как другие страны переживали конфликты и классовую рознь, в Швеции царили согласие и оптимистический взгляд на будущее. Вера в новое время, в рост экономики, во всеобщее благосостояние – то, что впоследствии получит название folkhem, «народный дом» – была порой так сильна, что люди стали забывать свою историю. Старые традиции и обряды оказались вдруг устаревшими. Молодёжь не хотела оглядываться назад и затыкала уши, не желая слушать рассказы стариков. За горизонтом манило будущее, и цель была одна: приблизится к нему наиболее коротким путём.
В послевоенные десятилетия шведское общество развивалось семимильными шагами. Будучи когда-то аграрной нацией на задворках Европы, Швеция вышла на первое место по темпам экономического роста. Вовсю шло строительство новых районов, прокладывались и ширились дороги, росли, как грибы, бетонные дома.
Шведы получили благосостояние, но вместе с ним, к сожалению, утеряли контакт со своей историей, и им понадобилось время на то, чтобы обрести необходимое равновесие.
В сегодняшней Швеции старое и новое сосуществует, иногда как две параллельные линии, иногда – но реже – как единое целое. Это относится ко всему, что приходит в страну извне: людям, трендам, выражениям, заимствованным из других культур и сфер.
Международное влияние
Иммиграция принесла с собой новые обычаи и традиции, которые со временем станут частью того, что мы воспринимаем как «шведское». Таким же образом «новые шведы» знакомятся со старыми обычаями своей новой родины, и знакомство это зачастую происходит через посредство детей. В этом плане социальное влияние детских садов и школ чрезвычайно велико. Результатом этого процесса – в лучшем случае – становится взаимное обогащение культур. Сейчас, например, большинство шведов знают, что такое Рамадан, священный для мусульман месяц поста.
За последние годы в Швеции прижилось немало новых традиций, главным образом, благодаря массмедиальному и коммерческому влиянию. Такие праздники, как День Св. Валентина и Хэллоуин, пришедшие к нам из США, отмечаются сейчас и в Швеции, хотя и в несколько адаптированном варианте.
Возможно, пройдёт несколько поколений, и истинное происхождение этих праздников тоже будет забыто. Как только народ адаптирует какой-либо обычай и начинает вкладывать в него что-то своё, вопрос о изначальном его происхождении сразу становится второстепенным. Так, например, tomten, шведский Дед Мороз, родом из Германии, но многие шведы всё равно считают его исконно «своим» и верят в него. Шведская Люсия происходит от сицилийской Святой Лючии, а Мартинов гусь получил свое имя в честь французского епископа. Но все это никак не умаляет значения этих праздничных традиций для шведов.
Праздник Мидсоммар шведы предпочитают отмечать на природе, независимо от погоды. Большинство шведских праздников справляется дома в кругу семьи. Единственное исключение составляет Мидсоммар, когда шведы, вопреки всем погодным условиям, устремляются на природу, под открытое небо, к многолюдным собраниям людей. При этом нельзя забывать, что Мидсоммар, праздник солнцеворота, пришёл к нам с языческих времён.
Лютеранская церковь была не большой сторонницей коллективных празднеств и процессий, и неравномерная населённость Швеции, в комбинации с холодным климатом, объясняют тот факт, что праздники переместились за закрытые двери и приобрели более семейный характер. Однако времена изменились. Теперь тем, кто приезжает в Швецию зимой, улицы городов могут показаться пустынными, а тем, кто приезжает в летние месяцы, предстает совершенно другая картина: по всей стране проходит масса фестивалей и уличных праздников, где люди собираются, чтобы послушать музыку, вкусно поесть и пообщаться.
Для сельской местности характерны традиционные летние сходки народных музыкантов и любителей шведской народной музыки. Скрипка появилась в Швеции в ХVIII веке, и вскоре стала очень популярным в народе инструментом. Шведская народная музыка, рассчитанная, как правило, на три такта, часто звучала на танцах в исполнении скрипки. Традиции народной музыки по-прежнему живы в стране, и такие музыкальные сходки часто собирают широкую публику.
Лето – традиционное время свадеб, когда погода позволяет, например, подкатить к церкви на запряжённой лошадьми повозке или провести скромную церемонию где-то на природе, в скалистых шхерах. Однако церковное венчание по-прежнему является наиболее обычной формой бракосочетания, несмотря на то, что шведская церковь, которая до недавнего времени была объединена с государством, год от года теряет своих прихожан и посетителей. Большинство людей предпочитает также проводить в церкви похоронные ритуалы.
Церковные крестины – предпочтительно летом – обычное явление в современной Швеции, а вот именины шведы предпочитают отмечать дома. Конфирмация тоже является традиционным ритуалом, но чаще всего проходит в условиях летнего лагеря, где изучение Библии чередуется с социальными и прочими мероприятиями.
Источник:
www.paneuro.ru/main/sweden/culture/2.html
Назад в раздел