На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Артвернисаж

Расиф Батыршин (Удмуртская Республика)
23.12.2009
<p>Пейзажи этого художника рождаются в соавторстве в природой. Имя это поклонникам изобразительного искусства стало известно не так давно. Расиф Батыршин родился в 1951 году в Янаульском районе Башкирии в деревне с названием Максим. А через два года семья будущего художника переехала в Удмуртию, и он стал ижевчанином. Ижевск для него - город, где прошли детство и юность, где он получил профессиональную подготовку, где состоялся как художник. </p> <p>Окраина города, деревянный дом слабо напоминали город в полном смысле этого слова. Однако это тихое и уютное место оставило незабываемый след. Воспоминания не раз ложились в основу картин художника.</p> <p>Так получилось, что специальной подготовки у абитуриента худграфа Удмуртского пединститута Расифа Батыршина не было - в отличие от многих сверстников, занимавшихся в различных изостудиях или художественных школах.</p> <p>Великий испанец Сальвадор Дали определил десять наставлений тому, кто хочет стать художником. Одно из них гласит: &laquo;Художник, рисуй!&raquo; И Расиф Батыршин рисовал. Рисовал, когда учился на худгра-фе, когда преподавал в детской художественной школе, рисовал, когда вел изостудию в Доме пионеров, когда работал учителем в средней школе. Но педагогическое поприще осложняло творческую жизнь. Делать что-то для души приходилось в основном вечером, при электрическом свете, на кухне, а то и в прихожей. Очень часто эти домашние сеансы заканчивались далеко за полночь. Так постепенно набивалась рука, приходила техника письма. Вместе с тем художник прекрасно понимал, что начинает «вариться в собственном соку».</p> <p>В 1984 году Расиф Батыршин едет на творческую дачу в Калининскую область. Общение с художниками, представляющими разные стили и направления, совместная работа на пленэре, возможность сравнения позволили критически оценить сделанное, найти творческие ориентиры, вселили силы.</p> <p>Художники, выбравшие целью пейзажную живопись, знают, что эта область таит в су сложных вопросов. Важно не ошибиться с выбором стиля. Пейзажи Расифа Батыршина, как правило, небольшие по размеру, реалистичные. С этим художник определился сразу. Сравнивая его пейзажи разных лет, можно заметить, что искусство художника развивается органично, практически всем работам свойствен оттенок лиризма.</p> <p>Почерк художника с каждым годом вырисовывался все четче и ясней. Его работы стали узнаваемыми и все чаще появлялись на выставках, в том числе российских.</p> <p>Строгость, лаконизм в выборе художественных средств отличают холсты Р. Батыршина. Очень ясные по форме, они немногословны, вместе с тем всегда выражают сокровенные чувства и мысли автора. </p> <p>Прекрасно чувствуя родную природу, художник умеет точно выбрать наиболее выразительный мотив. На его полотнах присутствуют все времена года, он одинаково свободно умеет передать различное состояние природы.</p> <p>Особое место занимает тема цветов, которую он варьировал не однажды. С многочисленных работ художника смотрят скромные полевые цветы Удмуртии. Часто симпатии художника отдаются сирени. Этот красивый и капризный цветок привлек внимание многих авторов, но, увы, не каждому удалось передать всю его природную прелесть. Живописец П. Кончаловский считал сюжет с сиренью экзаменом для художника, каким бы мастеровитым он ни был. Пушистый и нежный букет этого весеннего цветка, написанный свежо, энергично, словно на одном дыхании, говорит, что этот экзамен Расиф Батыршин сдал успешно.</p> <p align="right"><em><strong>Александр ЗОЛОТУХИН, <br /> кандидат <br /> искусствоведения</strong></em></p> <p></p> <p>Дорогой&nbsp; наш нынешний юбиляр Александр Пушкин заклинал однажды: &quot;Бери, Орловский, карандаш, рисуй угрюму нощь и сечу!&quot; - и вообще советовал живописцам искать упоение в бою и бездны мрачной на краю... Но на Расифа Батыршина, члена Союза художников Удмуртии, эти поэтические резоны не подействовали. Он черпал и продолжает черпать сюжеты, манеру, художественно-изобразительный образ из самых глубин колодца матери-природы. Обыкновенная биография в обыкновенное время: деревенское детство в Башкирии, худграф Удмуртского, тогда еще, пединститута. Наставники там встретились ему хоть и хорошо известные в мире изобразительства: Николай Попов, Александр Кокорин, Рэм Тагиров, Семен Виноградов, но чрезвычайно разные по своей индивидуальной школе. И оттого, наверное, Расиф достаточно долго не мог выйти на строго свою, самобытную тропу в искусстве живописи, переживал из-за этого настолько, что уже начал всерьез подумывать, его ли в жизни призвание - добывать хлеб насущный палитрой красок и мольбертом. Этот &quot;миль-он терзаний&quot; помог Батыршину преодолеть известный в республике скульптор Анатолий Аникин,посоветовавший живописцу отправиться на академдачи и поработать там. Именно под Вышним Волочком, что в Тверской области, и прошел Батыршин отличную школу общения с опытными российскими мастерами живописи, обрел уверенность в себе, был там рекомендован, между прочим, в члены Союза художников. Там же создал работы, которые и сам ценит до сей поры. Некоторые из них побывали в Москве на одной из всероссийских выставок художников отечественных автономий, на &quot;Большой Волге&quot; в Казани и Нижнем.Но почему все-таки, в основном, природа (хотя вполне удачны опыты батыршинского портрета в работах &quot;Портрет отца&quot;, &quot;Лариса&quot;, &quot;Автопортрет&quot;), отчего в центре весьма урбанизированного Ижевска полотна этого художника отражают преимущественно родную пастораль? &quot;И дорогу гуси переходят важно, и в овраге шмель мохнатый пьет росу с цветка...&quot;; жанровый &quot;Старый амбар&quot;, &quot;Пейзаж с синей водой&quot;, где аквамарин первозданной свежести и сочности щемит сердце; &quot;Март. Пейзаж со стогом&quot; и весною ее предрассветья. Для себя Расиф Батыршин объясняет такое пристрастие просто: общение с природой для художника животворно и целительно, она все выслушает, поймет и простит, она наполнит душу важной верой в то, что все разумное - действительно, все действительное - разумно. Это формула вечности, какие бы за окном ни стояли пронзительные экономические погоды, они все-таки преходящи...</p> <p>Я вот приглядел, средь очень многих приглянувшихся мне батыршинских творений, отчего-то натюрморт с грибами... Березовый пенечек с парой трутовиков на нем, у его подножия грудка подосиновиков, лисичек, сыроежек, откатившийся в сторонку моховик (именно моховик, именно зелено-бурый, хотя Расиф честно признался, что названия этого гриба он не знает), а в перспективе полотна - даль далекая, дымка светлой печали... Эта картина не отпускает от себя долго...</p> <p align="right"><em><strong>Анатолий Озёрный</strong></em></p>





Календарь праздников


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]