На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Сантыр и Лэен (Сказка)



Вдова была женщина работящая. Она лесовала, рыбачила, готовила на зиму ягоды и орехи. Вставала рано и уходила на промысел. Как говорится, утренняя заря её из дому выгоняла, а вечерняя — домой загоняла. Сердился на неё Комполэн — злой Болотный Дух: «Куда ни пойду, везде перед моими глазами мелькает эта вдова. Вот обернусь в озеро с серебристыми карасями, пойдёт она ловить карасей и утонет».

Идёт с тяжёлой ношей вдова, увидела озеро и удивилась: «Откуда бы тут взяться озеру? Тут всегда шумел сосновый бор. Здесь что-то хитрое и злое».

Идёт она берегом озера и не глядит на играющих серебристых карасей в озере. Видит её из озера Комполэн и злится — взволновал в озере воду, взбил волны в тёмные брызги и кинул в глаза вдове.

Наполнились глаза тёмной водой — ослепла бедная вдова. Заплакала, загоревала: «Как же теперь мои дети будут жить? Кто их будет кормить?»

Узнали дети о беде матери, успокаивают:
— Не горюй, мама, — говорит Сантыр. — Я могу рыбу наловить, дров нарубить, воды принести. А Лэен посуду вымоет, пол подметёт и ещё многому у тебя научится. А сегодня мы с ней сходим тебе морошки нарвём.

Взяли дети берестяные кузовки-пайвы и пошли на болото. Пришли они: куда ни взглянут — везде крупные звёздочки, как жировушки, ярким оранжевым светом горят. Сантыр сразу присел к кочке и принялся обеими руками рвать морошку. А у Лэен разбежались глаза — не знает, к какой кочке присесть, кричит радостно:
— Сантыр! Погляди сюда, ой, столько ягод, что ногой ступить некуда!

Сорвёт она ягодку — бросит в кузовок, сорвёт другую — возьмёт в рот и снова брату кричит:
— Сантыр, попробуй, какая ягода сочная, вкусная!

Брат шутит:
— Ешь, ешь, да смотри, язык вместе с ягодой не проглоти!

Прошло некоторое время, вспомнил Сантыр:   «Что это не слышно сестру?» Поглядел в её сторону — не увидел. Крикнул — не отозвалась. Оставил ягоду, побежал по болоту от кочки к кочке. Ищет сестру, кричит: «Лэен, сестрёнка, где ты? Почему молчишь? Что не откликаешься?»

Бегал-бегал, кричал-кричал — не докричался. Видит: бежит белочка по ягодным кочкам в своей летней красной шубке. Остановилась у его ног, печально поцокала и прыгнула на болотное деревце. Махнула ему своим пышным хвостом и поплыла рыбкой с дерева на дерево. Полетела с ветки на ветку, точно крылатая птица.

Долго, до самого вечера,Сантыр искал сестру и вернулся домой один. Снова загоревала, заплакала вдова: «Это, наверное, Комполэн нашу девочку обернул в белочку. Завтра, сынок, отведи меня в кедровый бор, где много белок. Может, она теперь там. Может, моя дочь узнает меня, придёт ко мне».

Долго Сантыр водил свою мать от кедра к кедру. Каждую белочку мать называла дочкой, протягивала свои руки к ней, звала её.

Белочки доверчиво смотрели на неё, слушали, и каждая из них говорила: «Нет, я не твоя дочь». Не качнувшись, проходили они по тонким подрагивающим веткам кедров, срывали самые крупные шишки. Спускались на землю. Ставили шишки вверх верхушками и быстро-быстро очищали их от скорлупы и подсовывали в руки слепой женщине.

— Я ищу свою дочь Лэен,— говорила вдова. — Не видели ли вы её здесь?
— Нет, не видели, — отвечали белочки.
— Пойдём, мама, домой, — зовёт её Сантыр. — Нет здесь нашей Лэен. Наверное, Комполэн её у себя держит. Пойду в его царство.
— Что ты, сынок! — взмолилась мать. — Разве может человек, да ещё ребёнок, справиться со злым духом?!

Много дней шёл Сантыр по сосновым, кедровым борам, по ельникам и березникам. Еле продирался. Шёл-шёл — на седьмой день подошёл к ветхой, маленькой лесовней избушке. Открыл дверку, видит: сидит перед чувалом маленький седой старик. Греет у чувала остывающие руки.

— Дедушка, можно к тебе зайти?— спрашивает Сантыр.
— Если ты добрый человек, входи, а если плохой, то за дверью постой.
А сам уже подвинул чурбак и пригласил Сантыра сесть.
— Чей ты, человек, и куда собрался?— спрашивает старичок.
— Я — сын вдовы, а иду в царство Комполэна освободить сестру.

— Это хорошо, сынок. Хоть ты ещё и подлесок, а сердце и ум у тебя крылатые,— похвалил его старичок и угостил чаем. — А теперь ложись спать да загадывай сон. На новом месте сны бывают правдивыми.

Ночью поднялся сильный ветер, стучал, шуршал старыми дранками на крыше, раскачивал дряхлую избушку. Сначала Сантыр боялся, что она может от ветра рухнуть и придавить их с хозяином, но потом уснул и увидел страшный сон. А снилось ему, что его сестра, как олень, впряжена в нарты. И какое-то чудовище сидит на нартах, бьёт её хореем, погоняет. Бедная Лэен загнанно дышит и из последних сил старается бежать быстро.

Сантыр проснулся рано и думает: «Надо идти, но как же я оставлю такого ветхого старика в этой дряхлой юрте. В любое время она может упасть и придавить его».

Он вскочил и давай брёвна рубить, доски таскать, избушку поправлять. Избушку поправил, дров нарубил, рыбы наловил. Чувал затопил, ухи наварил, хозяина накормил, сам наелся и сон рассказал.

— Любит, любит дочь Комполэна кататься на белочках, — сказал старик. — Они её кормят, забавляют, а она их бьёт, ругает. Люль¹ есть Люль.

Сжалось у Сантыра сердце от жалости, он вскочил и начал быстро собираться. Но старичок его усадил и велел послушать его:
—Ты, Сантыр, иди всё в ту сторону, где солнце встаёт. Вот тебе белый, влажный мох. Когда подойдёшь к дымному болоту, приложи мох к носу и рту, чтобы не задохнуться.
— А почему, дедушка, то болото дымное?
—  Да, должно, наши предки, что живут в Нижнем царстве, сильно топят чувалы. А дым из труб выходит в болото.

Он подал Сантыру свой лук и пёструю стрелу.

—Смотри, по дороге не балуйся стрелой, береги её. Когда придёшь к Комполэну, увидишь в доме на угловичке чудище, похожее на куклу, стрелу в него пусти. Только хорошо целься, не промахнись. Промахнёшься — погибнешь. Смерть Комполэна — в этом чудище. Комполэн умрёт вместе с дочерью. А теперь дай твой мизинец правой руки.

Взял старичок мизинец Сантыра и долго на него шептал.

—Ты, сынок, повстречаешь караулыцика. Он спросит, куда идёшь. Отвечай: иду к свету. Он подумает, что ты идёшь из царства Комполэна. Потом он захочет потянуться с тобой на мизинцах. Не отказывайся, тянись.

Долго шёл Сантыр, не ел, не пил, не спал. Подошёл к дымному болоту, видит: из одних кочек валит густой, едкий дым. Из других — пламя с шумом клубами вырывается. Не стало сил дышать, вот-вот задохнётся. Он взял влажный мох, приложил его к носу и рту и поспешил прочь от болота. Немножко отошёл и слышит страшный голос:
— Куда идёшь?
— К свету, к свету иду,— ответил Сантыр.

Подошёл к нему высокий, поросший мхом Вор-Хум — Леший и говорит:
— Ну, идущий к свету, давай потянемся на мизинцах. Попробуем силы.

Взял маленький мизинец Сантыра в свой толстый, и потянулись они.  Тянутся, тянутся. Ни тот, ни другой перетянуть не может. Сантыр поймался за ствол сосны левой рукой, чувствует: идут к нему силы, как сок весенний по сосне. Собрал он все силы сосны в себя, поднатужился и перетянул Вор-Хума. Рассердился Леший, гаркнул громко:
—Ну, раз перетянул, то иди!

Идёт Сантыр. Чем дальше,тем темнее становится. Подошёл к избушке — ничего не видно, еле двери отыскал. Тихонько двери открыл и у порога под лавкой спрятался.  Осторожно выглядывает из-под лавки. Видит: на стенках волчьи головы висят, а их глаза огнём светятся, как зажжённые лучины.

Сантыр хорошо огляделся — нет Комполэна и нет на угловичке Акынь — куклы, где хранится смерть Комполэна. Наверно, когда уходит Комполэн, прячет свою смерть, подумал Сантыр.

На нарах сидит Люль — дочь Комполэна. Две белочки, одна большая, другая маленькая, забавляют Люль. Она заставляет и то петь, то плясать, то драться. Сама то и дело ударяет их палкой. Потом, видно, устала, пала на нары-лежанку и захрапела.

Большая белочка взяла на руки маленькую белочку, прижала к себе, приглаживает её шерстку и плачет:
— Хоть бы скорее пришёл к тебе брат и освободил нас. У меня вот нет брата — кто меня сестрою назовёт? А я только тогда из белочки в человека превращусь, когда назовут меня сестрой.
— Я тебя, Упы, всегда сестрой зову,— сказала Лэен.
— Ты не брат, а надо брату меня сестрой назвать.

А Сантыр всё слышит. Вдруг зашумел урман, крыша избушки заходила ходуном, дверь избушки распахнулась, влетел Комполэн, пал на пол и захрапел громко.

Сантыр тихонько высунул голову из-под лавки, взглянул на угловичок, увидел — Акынь-кукла появилась, и пустил стрелу в неё. Раздался страшный грохот,зашевелилась земля, и раскатился по небу крик как гром. И стоит Сантыр на топком болоте, бегут к нему две белочки — большая и маленькая. Сантыр схватил их за лапки и говорит:
—Сёстры мои. Ты, Лэен, исюм — младшая сестрёнка, а ты, Упы, ёкым — старшая сестра!

И куда девались белочки, а вместо них стоят перед ним сестра Упы и сестрёнка Лэен.

— Ох, кабы найти нам прямик из этого болота, — говорит Сантыр. — Да как бы зайти к доброму старику, сказать ему спасибо за науку!

Он рассказал сестре и сестрёнке про старика. Упы говорит:

— Я здесь, у Комполэна, долго прожила, весь урман знаю, но не слыхивала и не  видывала старика. Это, наверное, Лесная Дева обернулась стариком, она всегда помогает советами добрым людям.

Они нашли прямик и скоро пришли домой. Их встретила радостная, со зрячими,  осветлёнными глазами мать и обняла, прижала к своему сердцу всех троих.


¹Люль – плохая, дурная



Назад в раздел




Календарь праздников


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]