На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Вындыр-охотник и ялвал ходячий (Сказка)



В стойбище манси рода Чайки — Халэв жил молодой охотник Вындыр. Он был скор на ноги, чутьё имел на крупного зверя. А мелкого зверька пушного — белок, горностая, колонков — никогда не трогал — нравились ему их весёлые, беззаботные игры. Как-то собрался Вындыр в дальний урман — на землю Лосиной головы. Туда много зим не ходили лесовать охотники манси рода Халэв — боялись Ялвала Ходячего: не пускал Ялвал в свои урманы охотников из других родов, загонял в топкие болота.

Старый отец Сойтын не стал отговаривать сына,сказал только:
—Вындыр, знаю: дальние, неведомые урманы охотнику ума прибавляют. Но твой ум пусть заранее туда-сюда ходит, а глаза пусть издали видят тот урман.
—Хорошо,отец! Я посылаю свои глаза и ум впереди себя! —ответил молодой охотник.

Идёт Вындыр день, другой идёт, неделю идёт. Забывает о сне и еде. Чем глубже в урман заходит, тем больше мелкого зверя встречает. Весь снег они исходили стропили, точно из снега косы плели.

Шёл-шёл Вындыр, увидел, как белки в догонялки-пятнашки играют. Смахнул он снег с валежины, присел посмотреть на игру. А белки бегают вверх-вниз по стволам сосен — только кора шуршит и чешуйками осыпается под их лапками. Да так они разыгрались, что на плечи Вындыра стали прыгать,а потом через него.

Откуда ни возьмись — колонки, зверьки кровожадные. Погнались колонки за белками, белки перепугались, зацокали, распушили дымчатые хвосты и начали перепрыгивать с дерева на дерево — уходить от своих врагов. Одна Белочка с самой высокой лиственницы прыгнула на колени Вындыру. Понял охотник, что ищет она у него спасения, и спрятал её под шабур. Та и затаилась.

Бегали, гонялись колонки за белочками — не догнали. Остановились под кедром, потянули ноздрями воздух, уловили запах Белочки и подбежали к охотнику:
— Охотник! Это, наверное, ты белочек прячешь?!

Вындыр сначала смеялся, махал руками, криком пугал колонков, а те не боятся — тянутся лапками к воротнику, шарят под шабуром.

Рассердился охотник, схватился за лук и стрелы — колонки испугались и разбежались.

Вылезла из-под шабура Белочка, села на руку охотника и заговорила:
— Спасибо, охотник, что спас меня. А зовут меня Сойсам: лесная колдунья белочкой меня заколдовала.
— За что же она обидела тебя? — удивился охотник.
— За то, что я хотела сбежать в стойбище людей рода Чайки. А тебя, охотник, как зовут и куда ты идёшь?
— Меня зовут Вындыр, — ответил охотник. — Иду лесовать на землю Лосиной Головы.
— Что ты, что ты?! — забегала по плечам охотника Белочка. — Там живут злые духи — Ялвал Ходячий и его сестра Вор-Люльнэ — лесная колдунья, которая меня заколдовала. Ялвал очень сильный — он высотой с высокую сосну, а ступни у него саженные, тяжёлые. Переступит левой ступнёй — левая сторона земли пошатнётся, переступит правой — правая сторона земли покачнётся. Он заставил людей рода Гагары вырыть вокруг стойбища глубокие ямы и борозды. В тех ямах и бороздах Ялвал насторожил подрезы, губительные петли и самострелы.

— Зачем? — удивился Вындыр.
— А затем, чтобы ни люди, ни звери не уходили в другие урманы. И чтобы к нам никто не приходил. В нашем роду давно нет молодых людей и детей. Самые молодые — я и сестра Кыльтов — Берёзовая Ветка.
— Так он решил погубить людей рода Гагары?! — догадался охотник.
— Да! — грустно согласилась Сойсам. — Отец мой, Перко, взял нашу мать из рода Чайки. Он пробрался через рвы и самострелы, но Ялвал узнал об этом и велел выколоть ему глаза, а нашу мать замучил на тяжёлой работе.
— Покажи мне дорогу к Ялвалу, Сойсам. Нужно освободить род Гагары от злого духа.
— Не ходи, смелый охотник, — взмолилась Белочка. — Тебе не справиться одному.
— Да, из одной жердины запоры на реке не поставишь. Из одной лозины кямку-ловушку не сплетёшь, — ответил охотник. — Но я ведь не один... Со мною ты и твоя сестра. Видишь, нас много — вместе мы одолеем злого духа.

Взбежала Белочка на высокую сосну, махнула хвостом и сказала:
—Иди, Вындыр, на восход солнца. Трудно станет, зацокай белочкой — приду тебе на помощь! — И скрылась в сосновых лапах.

Долго шёл охотник. Устал, есть захотел и подумал вслух:
— Хоть бы зверь какой-нибудь попал!

Только подумал, как увидел Лося. Стоит рядом сохатый, поедает мох сдеревьев. Прицелился Вындыр, пустил стрелу, но прилетела встречная стрела и на мелкие щепки разбила его стрелу.

— Что такое? — удивился охотник. — Кто бы это мог? Посмотрел Вындыр и увидел, что на спине Лося пронеслась лёгкая, как ветерок, девушка. От удивления зацокал охотник белочкой. Прыгнула к нему на плечо Белочка-Сойсам и спрашивает:
— Что случилось, Вындыр? Зачем ты меня звал?

На огромном Лосе пронеслась лёгкая, как ветерок, девушка и разбила мою стрелу.

— Это моя сестра Кыльтов — Берёзовая Ветка. Она давно дружит с Ыньтипом-Рогатым, — ответила Сойсам. — Ыньтип-Рогатый не боится Ялвала Ходячего и Вор-Люльнэ — Лешачиху: у него острые, сильные рога. Берёзовая Ветка оберегает его
от стрел охотников, а Рогатый охраняет её от Ялвала и Лешачихи. Понял?

— Ыньтип — это здорово! Нас становится всё больше! — обрадовался охотник и продолжил путь.

Всё глуше становится лес, могучие деревья преграждают дорогу, исчезли тропы, и солнце едва пробивается сквозь ветви.

Устал охотник, без свежего мяса совсем обессилел. Присел на пенёк и задремал.

Догадалась Белочка, что охотник выбился из сил, сбегала к Кыльтов — Берёзовой Ветке, рассказала, что много силы охотник потерял. Берёзовая Ветка наварила мяса, взяла из коптильни копчёной рыбы — урака, прыгнула на спину Ыньтипа-Рогатого, Белочка-Сойсам села на плечо сестры, и быстро помчались они туда, где крепко спал Вындыр. Долго они ждали, пока проснётся охотник, — ведь во сне человек силы набирается, — не дождались. Прыгнула Белочка-Сойсам на грудь охотника, пощекотала его лицо своим хвостом и разбудила.
Сытно поел Вындыр — обрёл силу.

— Скоро начнётся земля Лосиной Головы, — сказала Сойсам. — А её охраняет Ялвал с сестрой Вор-Люльнэ.
Прежде надо победить лесную колдунью, — сказал охотник.

Вдруг высунул из-под сугроба голову Горностай:
— Пасе олын сим ком! Здравствуй, живи, милый мужчина! Я давно зол на лесную колдунью. Это она прикусила кончик моего хвоста, и с тех пор он стал угольно-чёрным. Каждую зиму я надеваю белую шубку, а кончик хвоста чёрный. Совсем стало трудно прятаться от врагов — колонка, соболя, куницы и совы. Надо победить Вор-Люльнэ. А чтобы победить её, нужно похитить у неё змеиный выползок — прошлогоднюю шкуру и сжечь ту шкуру на горячем костре. Змеиный выползок хранится в пустотелой кости, а кость покоится на полке возле чувала-очага, но дверь в юрту Вор-Люльнэ запирается так хитро, что нам не открыть.

— О! — обрадовалась Белочка-Сойсам. — Дверь открыть нетрудно.

— Вон её избушка, — показал Горностай и нырнул в сугроб. Опустилась в дымоход Белочка-Сойсам, возле чувала на полке отыскала пустотелую кость оленью, вынесла друзьям. Развёл горячий костёр Вындыр и бросил в пламя змеиный выползок.
Посинел костёр, вздулся, жёлтым вдруг стал, как огромное яйцо, зашипел, подниматься начал над тайгой, да не поднялся выше старой лиственницы — лопнул.

Взметнулось вверх пламя, взвились до неба искры, грохот потряс урман. Сорвались в страхе снежинки с сугробов, заметались, забились. С кедровых и еловых лап тяжело ухнула на землю кухта — снег с веток.

Сойсам и Кыльтов ничком упали в снег, рухнул на колени Ыньтип-Рогатый. Горностай выбросился из сугроба.

Только Вындыр глазом не моргнул, не шевельнулся, не дрогнул — увидел охотник, как исчезла вместе со змеиным выползком злая колдунья.
—Поднимайтесь! — крикнул он. — Нет больше злой колдуньи!

И увидел Вындыр, что перед ним стоят две сестры — Кыльтов и Сойсам, одна другой краше,в сверкающих нагрудниках, которые носили люди рода Гагары.

Улыбается Сойсам и берёт охотника за руку. Пошли они на землю Лосиной Головы.

Вошли в дремучий урман, и вскоре Вындыр увидел на вершине высокой лиственницы большую лосиную голову с раскидистыми рогами.
Рядом с лиственницей заметил охотник странную сосну — внизу расходились два неохватных ствола,а вверху они намертво срослись в корявую страшную голову, покрытую мхами, точно болотная кочка. Сойсам тихо прошептала:
—Вот — Ялвал! Не говори громко, чтобы не услышал.

Хорошо поглядел Вындыр — увидел ноги-стволины, тёмную голову-кочку, дремучую, безликую и безглазую голову. Хорошо подумал Вындыр и сказал:
—Ялвал такой высокий, однако без сильных корней. Крепко на земле стоять не может. Да и голова у него хотя и большая, но шибко мягкая. В ней, как на болоте,только клюква и может вырасти.

Осторожно — не хрустнул сучок — обошёл вокруг Ялвала охотник, осмотрел и, вернувшись, сказал: — Ты, Ыньтип, иди, припади к земле на пути Ялвала. А я сейчас его окликну, он пойдёт, запнётся о тебя и упадёт.

—Эй, Ялвал! — крикнул Вындыр.

Медленно, словно луна в небе, повернулась голова—болотная кочка, и Ялвал медленно пошёл на крик. Под тяжёлыми саженными ступнями земля заколыхалась, закачалась. Громом в небе загремел Ялвал:
—Кто?! Кто позвал меня?! Кто позвал и помешал мне думать?!

Сделал Ялвал несколько шагов, запнулся за Ыньтипа-Рогатого и упал — только земля задрожала да с треском ломались сучья.
Схватил охотник шапку с головы Ялвала и пронзил стрелой.

—Кыльтов, Ыньтип! — позвала Сойсам. — Надо скорее оторвать от земли  Ялвала, чтобы он силы не набрался.

Упёрся могучими рогами Ыньтип в сухую сосну, вывернул с корнями. Кыльтов бросила на землю несколько сушин. Вындыр выворачивал пни, сооружал завал-лёжку.

Подсунул Ыньтип под Ялвала рога, Вындыр — крепкую жердь, помогают ему Сойсам и Кыльтов—Березовая Ветка. Не хватает им силы. Тут на жердь прыгнул Горностай, и свалили они Ялвала на завал-лёжку. Пусть теперь сохнет Ялвал, пусть
станет сухой валежиной.

И открылся путь по земле Лосиной Головы в земли манси рода Гагары.

Идут друзья урманом в стойбище ослеплённого Перко, снег похрустывает под ногами, солнце ласково освещает дорогу.
Из-под замшелого пня выскочила Мышка, увидела Сойсам и вынесла ей из норки узорный ватланчик — берестяную посудину.
—Возьми, Сойсам, ватланчик, — сказала Мышка. — В нём хранятся глаза твоего отца. Мы долго ждали, когда дорогу в нашу землю откроют. Но помни: ватланчик нужно открыть перед лицом отца, — сказала Мышка и исчезла.

Пришли они в стойбище людей Гагары. Обрадовался Перко, прижимает к сердцу дочерей:
—Помасип, помасип! Спасибо, спасибо тебе, охотник Вындыр, за дочь мою Сойсам.

Поднесла Сойсам, ватланчик близко-близко к лицу отца — прозрел тот. Вместе с Вындыром они сняли самострелы и подрезы во рвах.
Вновь стали свободны люди рода Гагары. В стойбище раздался смех, вспыхнула песня и разгорелись костры.

— Ты можешь взять в жёны дочь мою, Сойсам, — обратился Перко к охотнику.

Не угас род Гагары. Девушки стали верными жёнами охотников рода Чайки. У них родились крепкие и смелые дети, сильные и умные, как Вындыр и Сойсам.



Назад в раздел




Календарь праздников


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]