В небольшой деревеньке на берегу Малой Оби жил-был юноша-ханты.
Мать с отцом у него давно умерли, а он остался на попечении двоих старших братьев. Съездит ли сирота на рыбалку – ни единой рыбки не привезёт. Сходит ли на охоту в лес – с пустыми руками домой возвращается.
Поэтому невзлюбили его снохи, начали собирать сплетни о нём и доносить их до своих мужей.
Однажды поздним зимним вечером уставшие братья возвратились домой после неудачной охоты. Жёны встретили их, накормили-напоили и снова пожаловались на сироту:
– С этого времени мы кормить его больше не будем. Никакого толку от него нет: рыбу он не ловит, зверя никакого не добывает.
Мужья молча выслушали их и, не задумываясь о жизни своего младшего брата, ответили:
– Ну что ж, если мало еды, если чаю не хватает, то можете его не кормить!
На следующий день с раннего утра сирота поехал на рыбалку – ничего не поймал. После полудня пошёл на охоту в лес – вечером опять вернулся с пустыми руками.
С этого дня снохи совсем перестали его кормить. Так он прожил голодным два-три дня: а есть, ох, как хотелось.
«О, светлый день2, – взмолился юноша про себя, – мои родители умерли, куда же мне пойти, братья совсем позабыли про меня, а их жёны перестали даже кормить?!»
В одно солнечное утро он вышел из дому, немного постоял возле крыльца, посмотрел на другую сторону сора3 и своим глазам не поверил: перед ним стояла новая рубленая из сосновых брёвен изба, и сверху она вся блестела. «Схожу-ка я туда, что это за изба такая?» – подумал сирота и пошёл.
Дойдя до крыльца неизвестного дома, он остановился, потоптался на одном месте, постоял на улице.
– Зайду-ка я внутрь избы, какие-то люди, наверное, здесь проживают?
С такими мыслями он вошёл в дом и встал у порога.
– Ох, хотя бы чаем меня напоили: есть так хочется!
В это самое мгновение из одной комнаты навстречу ему вышла молодая девушка.
То, о чём думал юноша, тут же вошло в её мысли4, и она приветливо сказала:
– Что же ты у порога-то стоишь, проходи да присаживайся, гостем будешь!
– Ох, чаем бы она меня напоила, есть так хочется!
И вновь то, о чём он подумал, перешло в девичьи мысли.
Она поставила на стол перед ним разную еду, и он начал есть.
Как только сирота наелся-напился, девушка попросила:
– Ты бы сейчас сходил в лес на охоту!
Тут юноша глубоко призадумался и мысленно сказал: «У меня даже плохонькой охотничьей лопатки нет, ни лука, ни стрел я не имею. Чем же зверя пойду добывать? Да и зверя-то этого я никогда раньше добыть не мог, как же его сейчас добуду?»
Тогда она снова обратилась к нему:
– Ну, иди же, иди на охоту, что сидишь на одном месте?
Услышав её просьбу второй раз, юноша молча вышел на улицу.
Он был очень удивлен, когда у правого края избы увидел прислоненное к стене все снаряжение промысловика: новую охотничья лопатку, еловые лыжи с оленьим камусом, трёхслойный лук с тетивой из лосиных сухожилий, всякие стрелы на зверя и дичь, а также красиво сшитый мужской пояс5 с узорчатыми ножнами и длинным узким ножом.
Подпоясался сирота, приготовился на охоту и отправился в лес.
Долго ли, коротко ли он охотился, к вечеру возвратился.
В этот раз сам себя не узнал: его широкий кожаный пояс в три ряда был обвешан соболями разных мастей.
Юноша снял с себя охотничье снаряжение, разделал свою добычу.
Его снова накормили-напоили.
Проснулся на следующее утро: поел-попил.
Девушка опять попросила его:
– Сходи-ка ты в купеческую лавку, купи три красных шёлковых платка и три красных шёлковых рубашки!
Сирота впал в задумчивость и мысленно проговорил: «Я даже не слышал, где находится та купеческая лавка. Как же её найду?»
Девушка прочитала его мысли и сказала:
– Ну, что же ты сидишь, иди, иди и на своём пути наткнёшься на эту лавку.
Делать нечего, вышел юноша из дому. Долго ли, коротко ли шёл, увидел большой красивый дом. Зашёл в него и, поторговавшись с купцом, купил три красных шёлковых платка и три красных шёлковых рубашки. С этими покупками юноша отправился обратно и отдал их хозяйке.
Она развернула платки и рубашки, осмотрела их и, оставшись довольной товаром, пригласила его к столу:
– Ну, теперь присаживайся да пей чай!
В то время, пока он чаёвничал, с улицы в дом вошли три менква-мужчины и три менква-женщины6. Не на шутку перепугался юноша при виде огромных лесных великанов, а они стоят перед ним и облизываются, вот-вот схватят и разорвут его на части.
Взмолился сирота про себя: «О, светлый день, вот тут-то меня и съедят!»
Тогда девушка встала около него и сказала менквам:
– Не трогайте вы его, пусть он спокойно чай пьёт!
С этими словами она развернула три красных шёлковых рубашки и одела их на трёх менквов-мужчин. Затем достала три красных шёлковых платка и накинула их на головы трёх менквов-женщин.
После того, как лесные великаны были одарены, хозяйка обратилась к ним:
– С этих пор и на будущее запомните: пока мужчины и женщины-ханты живут на этой земле, человеческий род не иссякнет, и вы не посмеете их тронуть!
Все менквы тут же успокоились, тихо вышли из дому и удалились в лес.
Долго ли, коротко ли так жили-поживали юноша-ханты и девушка-мишнэ. Вскоре они стали мужем и женой. Он рыбу ловит, зверя добывает, она за домом следит, кормит-поит его. Ни в чём они не нуждаются.
Как-то приехали к ним братья со снохами и были очень удивлены радушному приему когда-то отвергнутого ими младшего брата. Гости тут же были посажены за стол, ломившийся от еды, одарены подарками и расположены на отдых.
И до сегодняшнего дня юноша-ханты и девушка-мишнэ живут в любви и согласии.
И если на их жизненном пути бросить иголку, то и она на виду у всех останется лежать7.
Примечания:
1 мишнэ – лесная девушка-доброжелательница, посылающая людям удачу в рыбной ловле и на охоте или лесная фея
2 О, светлый день! – обращение к добру, к свету, к солнцу за помощью
3 сор – заливной луг
4 вошло в её мысли – лесная девушка имеет способность читать чужие мысли
5 мужской пояс - юноша, достигший совершенолетия, имеет право на ношение мужского пояса с ножнами и ножом
6 три менква-мужчины и три менква-женщины – менкв ( хант.менгк) – лесной великан от 3 до 5 метров ростом, обладающий недюжинной силой, часто вступающий в противоборство с человеком
7если на их жизненном пути бросить иголку, то и она видна будет – это устойчивое выражение значит, что их жизнь чиста, честна и справедлива
г. Ханты-Мансийск, 2008 год
Назад в раздел