14.01.2009 09:56
Хельсинки – самый крупный и оживленный город Финляндии, и при этом он очень удобен для жизни. Конечно, приятно прогуляться по ухоженным нарядным улицам, но если погода не позволяет или путь неблизок, всегда можно воспользоваться общественным транспортом. Транспортная сеть финской столицы хорошо развита, так что без труда можно добраться в самые отдаленные районы города.
В Хельсинки построен самый северный в мире метрополитен. Поезда ходят с интервалом 3–5 минут.
На каждой станции висит табло, на котором написано время, оставшееся до прихода поезда и конечная станция его следования. Помимо эскалаторов, на станцию можно попасть на лифте, что очень удобно для людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детскими колясками.
В хельсинкской подземке довольно легко ориентироваться, ведь сеть образует всего одна линия, а на каждой станции есть схема метрополитена.
Большую часть времени оранжевые вагоны поездов метрополитена идут по поверхности, пробегая мимо живописных финских пейзажей, так что в метро ехать одно удовольствие. В метро нет турникетов и дежурных у эскалатора, все основано на взаимном доверии и сознательности. Но, несмотря на это, за желтую линию у входа на станцию лучше заходить, имея при себе билет, так как контролеры все же периодически устраивают проверки.
Очень удобны городские трамваи и автобусы. Почти на каждой остановке висит подробное расписание, а общественный транспорт отправляется и приходит всегда вовремя. В Хельсинки одиннадцать трамвайных маршрутов. По центру города ходит кольцевой трамвай маршрута "3Т", который за час объезжает многие исторические и культурные памятники города. Он без труда доставит пассажиров в Зимний ботанический сад или на Сенатскую площадь. На городских автобусах можно доехать в самые отдаленные районы. На автобусе под номером 24 с комфортом можно добраться до острова Сеурасаари – этнографического музея под открытым небом и до памятника финскому композитору Яну Сибелиусу. Если вы ожидаете автобус на остановке, то, чтобы его остановить, надо подать водителю знак рукой, иначе он может проехать мимо, а чтобы выйти, необходимо нажать на одну из кнопок «стоп», расположенных на поручнях.
Купить проездные билеты и получить множество полезных карт движения городского транспорта можно в пункте обслуживания транспортного управления на станции "Центральный железнодорожный вокзал", также билеты можно приобрести в автоматах на станциях метро. Стоимость взрослого проездного билета на одни сутки на все виды общественного транспорта Хельсинки составляет шесть евро. Так что всего за 6 евро, что для финнов не является обременительной суммой, можно добраться в любой, даже самый отдаленный уголок финской столицы, которую за обилие строений светлых тонов часто называют Белой столицей Севера.
Сафари на лайках и хаски
Все большую популярность приобретает сафари на собачьих упряжках не только как экстремальное развлечение, но и как вид семейного отдыха. В зависимости от опыта и предпочтений туриста владельцы упряжек выбирают одну из двух пород собак, используемых в Финляндии для езды: начинающим дают упряжку белоснежных самоедских лаек, которых финны считают трудягами и в то же время более легкими в управлении. А уже опытным ездокам или тем, кто желает испытать острые ощущения, впрягают хаски – более быстроногих, но и более своенравных собак, любящих и поскакать в пути, и срезать дорогу. А правила управления собачьим транспортом, как и любым другим, сводится к двум основным требованиям: ни на минуту не терять контроля над ситуацией и не превышать скорость, потому что быстро бегущие собаки становятся менее управляемыми и способными к самым неожиданным действиям.
Важно также обязательно поблагодарить животных по окончании езды, считают финны. Тренеры готовят собак круглый год: хвостатых гонщиков приучают слушать команды, правильно вести себя на перекрестках и выдерживать длительные расстояния.
Несколько веков назад собачьи упряжки считались единственным надежным зимним транспортом на севере, превосходящим даже оленьи упряжки, поскольку олени, хоть и бегают быстрее собак, требуют специального ухода и частого отдыха и нередко гибнут в случае длительной непогоды. Собаки же способны не только выдержать холод, но и согреть своего каюра. Не случайно еще в начале ХХ века хороший вожак собачьей упряжки стоил столько же, сколько дойная корова.
Скорость собачьей упряжки по зимнему бездорожью составляет до 10 км/час., по трассе – до 15–17 км/час. Интересно, что многие важные географические открытия были сделаны с помощью собачьих упряжек: именно на них полярники достигли обоих полюсов Земли, а в России с XVIII века ни одна северная, особенно арктическая, научная экспедиция не обходится без ездовых собак. Европейцы считают это экзотикой, а недавно появились предложения включить этот вид спорта в программу зимних Олимпийских игр.
Журнал "Сударушка"